30.11.2007

Биография Леонида Утесова

Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта 1895 года в Одессе.

Учился в Одессе в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке.

В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года играл в одесской труппе К.Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр «Мозаика» (1914 г.).

В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».

В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова — в роли адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».

В 1921-28 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), «Маринэ» (г.Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова — «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие».

В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г.Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней “Пока”, для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова «От трагедии до трапеции» (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.

В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры «Республика на колесах» прозвучала песня “С одесского кичмана”, которую вскоре объявили «манифестом блатной романтики» и запретили. В программу «Теа-джаз» были включены песни Лимончики, Гоп со смыком. Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен Подруженьки и Мурка, вошедшие в репертуар певца как “Джаз-болельщик” и “У окошка”.

Вторая программа оркестра «Джаз на повороте» (1930 год) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии Во субботу день ненастный, Виют витры и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».

В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следую щей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе.

В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: “Сердце, тебе не хочется покоя” и “Марш веселых ребят” в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937 год) заканчивался под “Марш веселых ребят”.

С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.

В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях «Песни моей Родины». В первую часть вошли песни о гражданской войне (”Тачанка”, “Полюшко”), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль «Два корабля», в котором прозвучали песни “Варяг”, “Раскинулось море широко”, “Моряки”, “Краснофлотский марш”, “Баллада о неизвестном моряке”.

В 1939 году написал свою первую книгу «Записки актера». Играл роль директора кардиологического санатория «Спасибо, сердце» в спектакле-водевиле «Много шума из тишины», где исполнил песни “Тайна”, “Му-му”, сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: “И не раз и не два мы врага учили”, “Партизан Морозко”, “Привет морскому ветру”. За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: “Жди меня”, “В землянке”, “Темная ночь”, “Одессит Мишка”, сатирические антифашистские частушки “Гадам нет пощады!”.

В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: “Прощание”, “Пароход”, “Десять дочерей”, “Два друга”. В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского Дорогие мои москвичи! В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954 год) было отмечено эстрадным спектаклем «Серебряная свадьба», в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского “Я песне отдал все сполна”. Песня вошла в фильм «Веселые звезды» (экранизация эстрадного концерта).

В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».

В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова.

Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!».

Умер Леонид Осипович Утесов 9 марта 1982 года в Москве.

Опубликовано в 4:16 Комментариев (1)

24.11.2007

Легенда “британского вторжения” снова в Москве

25 ноября даст концерт ветеран британского блюз-, хард-, джаз- и прогрессив-рока Манфред Манн. Начав в 62 году в «Blues Brothers», игравшей обработки известных хитов, Манн вскоре перешел к написанию собственных песен и в качестве лидера «Manfred Mann’s Earth Band» заработал статус легенды.

Его альбомы семидесятых годов, интерпретации песен Боба Дилана, Стинга и Боба Марли, а также совместные работы со многими известными музыкантами принесли Манфреду и его группе всемирную славу.

Манфреду уже почти семьдесят, но не спешит отправляться на пенсию. Как говорит он сам: “Ничего странного в том, что люди всю жизнь занимаются музыкой, нет. Я был, есть и останусь музыкантом до последнего. Пока люди будут ходить на наши концерты, я буду играть”.

В Москве Манфред, который выступит в клубе “Апельсин”, обещает исполнить свои лучшие песни.

Правда.Ру

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

17.11.2007

Джаз в России

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». [1] Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).

В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е, прежде всего, в связи с деятельностью ансамбля, аккомпанировавшего актёру и певцу Леониду Утёсову (Ленинград). Кинокомедия с его участием Весёлые Ребята (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Вместе с Я.Б. Скоморовским, Утёсов сформировал оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.

Заметный вклад в развитие советского джаза внес Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио п/у А.Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935-1947 гг. в Китае.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Герман Лукьянов, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин, Николай Левиновский, Вячеслав Ганелин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Громин и др.), проходят первые джазовые фестивали.

Википедия

Опубликовано в 4:16 Комментариев (0)

14.11.2007

Лондонский джазовый: Элла, банджо и валторна

В пятницу, 16 ноября, в знаменитом Queen Elizabeth Hall - зале имени королевы Елизаветы - стартует очередной Лондонский джазовый фестиваль. Откроется он голосом, песнями и именем великой Эллы Фитцджеральд.

Нет, покойная Элла, к сожалению, не оживет и не сможет украсить своим невероятным голосом сцену Лондонского джазового фестиваля. Сегодня, спустя десятилетие после смерти великой певицы, концерт под простым и неоспоримым для всякого любителя джаза названием “Мы все любим Эллу” задаст тон всему десятидневному джазовому марафону.

Выбор безупречный - действительно, мало в истории джаза имен, которые пользовались бы такой же всеобщей любовью и уважением, как Элла. Лучшие вокалисты британского джаза обоего пола в течение всего вечера будут петь ее песни в сопровождении концертного оркестра Би-би-си.

Классика джаза вообще богато представлена в программе фестиваля. Чуть ли не самый великий из всех живущих сейчас джазменов, колосс саксофона Сонни Роллинс, несмотря на преклонный возраст - в сентябре ему исполнилось 77 - в очередной раз порадует лондонцев своими искрометными соло.

Стремление организаторов фестиваля заполучить громкие и бесспорные имена совершенно понятно. Классики стремительно уходят, и нужно торопиться, чтобы успеть их заполучить, дать возможность публике насладиться их искусством, пока они еще живы.

В фестивальном буклете значится концерт ветерана ансамблей Майлса Дэвиса и основателя знаменитой джаз-роковой группы Weather Report Джо Завинула. Однако всего два месяца назад - уже после того, как контракт с музыкантом был подписан, и буклет был отправлен в печать - пришло печальное сообщение: у себя на родине, в Вене, Джо Завинул умер.

Впрочем, на смену одному поколению классиков приходит другое. В числе участников фестиваля этого года не менее широко известные и признанные музыканты: Чик Кориа - он, кстати, привозит на сей раз совершенно необычную программу - дуэт с банджистом Белой Флеком, и Ян Гарбарек, как всегда радующий своих фанов мягким импрессионистичным северным джазом.

Звезды джаза из Европы и России

Среди гостей фестиваля в Лондоне будет и Сергей Летов из квартета “САКС-МАФИИ”

Гарбарек - норвежец, и вместе с шведом Тодом Густавсеном, итальянцами Энрико Равой и Стефано Боллини, французами Мишелем Порталем и Ришаром Галиано он представляет европейский джаз - совершенно особенный, отличный от американского и с каждым годом укрепляющий свои позиции в мире.

В число звезд европейского джаза попал в этом году и российский валторнист Аркадий Шилклопер. Мало того, что собственный его инструмент - валторна - в джазе изрядная редкость, так он теперь еще больше расширил свой арсенал и углубился в экзотику - и современную, электронную, и древнюю.

Теперь чуть ли не главный его инструмент - огромный, трехметровой длины альп-горн - старинная труба, громкими протяжными звуками которой альпийские пастухи Швейцарии собирают свое стадо. Экзотичный альп-горн в Швейцарии - национальная гордость, но неофит Шилклопер стал теперь там чуть ли не национальным героем. Лондонский фестиваль давно хотел пригласить Шилклопера, и когда, наконец, это удалось, Аркадий получил в свое распоряжение большой концерт в виде трехслойного пирога. Впрочем, подробнее об этом рассказывает он сам.
Инструмент Аркадия Шилклопера - валторна - в джазе изрядная редкость

“Программа будет состоять из трех частей. Первая - сольная, с альп-горном, с электроникой, с процессорами, такой one-man band [человек-оркестр]. Второе отделение - мой старый состав с давнишними коллегами и друзьями Сережей Летовым и Аркашей Кириченко-Фриманом, то самое “Три-О”, в свое время достаточно знаменитое еще в советские годы. А закроет концерт новый, достаточно экспериментальный для меня проект”.

“Со всеми его музыкантами я хорошо знаком и играл в разных составах, но все вместе на одной сцене мы выступим впервые, - продолжает музыкант. - Что, впрочем, не удивительно - хотя всех нас, кроме джаза, объединяет общая родина - СССР, живем сейчас все в разных уголках мира. Контрабасист Владимир Волков в Петербурге, барабанщик Аркадий Готесман - между Литвой и Израилем, тубист и вокалист Аркадий Кириченко-Фриман, пожив в США, вернулся сейчас в Москву. Пианист Юрий Бреннер живет в Израиле, ну а я - между Германией и Россией. Все музыканты, как я люблю говорить, - с хорошими ушами, и музыка будет, скорее всего, строиться прямо на сцене, хотя будут, конечно, и заготовленные структуры. Но главная идея - работа на интуиции, фантазии, ощущении друг друга”.

Концерт Шилклопера, помимо фестиваля джаза, будет также частью, более того, открытием еще одного крупного события - фестиваля современного российского искусства Russian Act 2007. И в Russian Act, и на Лондонском джазовом сыграет еще одна российская группа - саксофонный квартет под страшным названием САКС-МАФИЯ. В нем, кроме упомянутого уже Сергея Летова, играют Эдуард Сивков из Вологды, Юрий Яремчук из Львова и музыкант знаменитого питерского “АукцЫона” Николай “Колик” Рубанов.

Ну, а закончится фестиваль более мирным и опять классическим джазом. Если открывал его концерт памяти великой Эллы, то закроет эпохальный проект памяти другого гения джаза - Телониуса Монка. Группа молодых британских джазменов, назвавшая себя звучным именем Monk Liberation Front - Фронт освобождения Монка - в течение всего дня, двух концертов, исполнит полное собрание сочинений великого американского пианиста.

Би-Би-Си

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

14.11.2007

Олега Лундстрема вспоминают коллеги

Жена называла его неунывающим оптимистом.

«Я всегда жил по принципу - не надо биться головой об стенку, если не можешь ее проломить», - говорил о себе сам маэстро.

Галахов Олег Борисович, композитор, председатель Союза композиторов Москвы, заслуженный деятель искусств РФ.

- Олег Лундстрем - это легендарная фигура, легендарный музыкант. Один из основоположников советского джаза. Человек потрясающей биографии, который в самое трудное время сумел прожить такую долгую и творчески счастливую жизнь.

Шаинский Владимир Яковлевич, композитор, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ

- Олег - душевный, милейшей души человек, талантливейший музыкант. Он всю свою жизнь хотел заниматься музыкой, которую любил. Хотел жить и заниматься любимым делом. Слава Богу, что, прожив почти 90 лет, он побаловал нас своим обществом. Я его хорошо знал, хотя не могу сказать, что мы дружили. Основные перипетии его судьбы мне хорошо известны. Сталинский режим принял его без особого восторга. После своего возвращения из заграницы в 1947-м Олег не имел возможности сразу поселиться ни в Москве, ни в Ленинграде. Его поселили в Казани: с одной стороны, это можно воспринять как огромную награду партии и правительства (Казань – прекрасный город), но отношение к нему, как человеку из Харбина, из среды русских эмигрантов, было негативным.

Задолго до нашего с ним знакомства, я уже относился к нему с колоссальным уважением. Его оркестр славился высоким качеством исполнения. Теперь, когда я начинаю сравнивать эстрадный оркестр Утесова (одного из лучших в свое время), оркестр Александра Цфасмана (тоже еще довоенный), я не могу сказать, что Лундстрем играл лучше. Но репутация была очень высокой. Как считалось, самый лучший джазовый оркестр в СССР – это оркестр Лундстрема. Я сам работал в оркестре Утесова и серьезно занимался джазом, когда мне было 17-19 лет. Однако я так хорошо не знал музыки Дюка Эллингтона, как Олег. Да и кто тогда ее у нас знал?! Лундстрем имел возможность знать зарубежный джаз лучше советских джазменов.

Олег – глубоко порядочный человек, добрый, хороший мужик. Честный. Мне не приходилось слышать ни об одном сомнительном поступке, якобы совершенным им. Олег – труженик, который много сделал для пропаганды и развития джазового искусства.

Алексей Козлов, российский джазмен, руководитель ансамбля “Арсенал”

- Для меня Олег Леонидович Лундстрем является образцом нашего отечественного джазмена. Я его всегда внутренне называю патриархом вообще российского джаза. Мало кто знает, что еще находясь за рубежом, по-моему, в Харбине, состав его оркестра, созданный в 1934-м году, весь состав - дети русских работников, по-моему, КВЖД, - когда война началась, они попросились в СССР, чтобы воевать с фашистами. Им отказали. И потом, уже в 1947-м году, их впустили в Советский Союз, и выяснилось, что они патриоты России, несмотря на то, что джаз после 1947-го года у нас был признан вражеским искусством. И все равно они стремились сюда и каким-то чудом они не попали в лагеря. Их поселили в Казани, где они находились уже до времен Хрущева, когда их перевели в Москву. И потом всю свою жизнь, уже в СССР, Олег Леонидович посвятил пропаганде настоящего джаза как классического американского, так уже и собственного. И он - патриот, несмотря ни на что. Это меня всегда в нем восхищало, и я с него брал пример. Он остался настоящим российским советским джазменом.

Правда.Ру

Опубликовано в 4:16 Комментариев (0)

10.11.2007

Состав оркестра Олега Лундстрема

Фрумкин Борис Михайлович - Художественный руководитель, Заслуженный артист России

Кадерский Владислав Трофимович - Дирижер, заслуженный артист России

Трубы

Васин Анатолий Михайлович - заслуженный артист России
Востоков Петр Вадимович
Кочетов Ростислав Владимирович
Парфёнов Юрий Васильевич - заслуженный артист России (1996 г.)

Тромбоны

Коновалов Александр Викторович
Кулеев Рашид Исламович
Павлий Роман Викторович

Саксофоны

Волков Иван Иванович - заслуженный артист России, тенор
Прушинский Денис Владимирович
Секачев Роман Сергеевич - баритон
Текучев Святослав Иванович - альт
Швытов Денис Вячеславович - альт

Ритм - секция

Брыксин Александр Петрович - перкуссия - заслуженный артист России
Журкин Владимир Вячеславович - ударные, заслуженный артист России
Окунь Михаил Моисеевич фортепиано - заслуженный артист России (1996 г.)
Уланов Игорь Гельтович - контрабас

Вокал. Квартет “Москва-Транзит”

Арбузов Дмитрий Иванович - Художественный руководитель
Колосова Лада Владимировна
Постников Игорь Витальевич
Птушко Сергей Федорович
Саркисян Арминэ Саркисовна

Администрация

Балакирев С.И. - звукорежисер, технический директор
Брыксин А.П. - директор, заслуженный артист России
Шураева Н.М. - финансовый директор

Постановочная часть

Королева В.В. - костюмер

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 4:16 Комментариев (0)

04.11.2007

Воспоминания Олега Лундстрема

- Олег Леонидович, а как вы стали композитором?

- Могу сказать, что, несмотря на то, что я являюсь членом союза композиторов, у нас в России меня композитором меня мало кто считает, - говорит со смехом Олег Лундстрем.

- То есть у музыкальных критиков вы не в почете?

- Нет, композитором они меня не признавали, да и сейчас вряд ли считают. Они всегда говорили про меня на американский манер, что я “лидер” биг-бенда и только.

- Удивительно. Но все же, несмотря на мнение “официальных лиц”, мне хочется поговорить с вами именно о вашей композиторской работе. Как вы написали свое первое произведение?

- Это было давно… Сразу после окончания войны мне позвонили из мэрии Шанхая и пригласили наш оркестр выступить на концерте, посвященном окончанию войны. Я страшно обрадовался, повесил трубку, но тут же задумался, а что мы будем играть? Мы были членами “Советского клуба в Шанхае”, считали себя представителями СССР, страны, которая победила в такой войне, как же можно было играть американскую музыку?

В то время я брал уроки функциональной гармонии у мистера Френкеля, который был беженцем из фашисткой Германии. Он окончил Берлинскую консерваторию, был композитором, чью музыку, кстати говоря, исполняли и даже издавали ноты. Но, когда к власти пришел Гитлер, оказалось, что у него в десятом колене течет еврейская кровь, о чем он и сам не знал, и ему пришлось эмигрировать.

Так вот, у этого музыканта я брал уроки композиции, т.е. какую-то начальную подготовку уже имел. За основу композиции я решил взять произведение Рахманинова. И через два дня написал набросок “Интерлюдии”. Конечно, первый человек, которому я понес свой опус, был мистер Френкель. Он очень одобрил мою работу и посоветовал мне обязательно учиться дальше, т.е. поступать в консерваторию.

Когда наступил день концерта, я страшно волновался. Могу только сказать, что никогда больше я не испытывал такого волнения, как в этот день. Никогда больше, поверьте! После окончания исполнения “Интерлюдии” зал просто молчал. Мы с ужасом решили, что это полнейший провал, но через какое-то время раздался шквал аплодисментов и крики: “Стен Кентон”! Я не понимал, что это значит. После концерта к нам за кулисы пришел американец, который был проездом в Шанхае, он возвращался домой после демобилизации. Оказалось, что это и был музыкант, который работал со Стеном Кентоном. Он спросил: “Кто написал эту вещь?”. Ребята показали на меня, после чего мы познакомились. Он был страшно удивлен, что я ничего не знал о работах Стена Кентона. Конечно, это имело свои причины, ведь японцы отобрали все приемники, слушать американское радио было невозможно и очень опасно.

- И как он оценил вашу работу композитора?

- Ему понравилось и он сказал замечательную фразу о том, что “идеи витают в воздухе, только не все их “хватают”!

- Да, удивительная встреча. Значит, вы получили еще одно благословение для того, что бы заниматься творчеством?

- Да, пожалуй..

- А что вы еще исполняли в тот вечер?

- Еще мы играли “Катюшу”, “Шаланды, полные кефали”. Алексей Афанасьевич Котяков пел на русском языке. Иностранцы называли эту песню “шоу бот”.

- А какая была публика на концерте?

- Это были представители разных концессий в Шанхае, т.е самая разнообразная публика. И американцы, и китайцы, французы и немцы. Можно сказать, что международная.

- То есть получается, что российский джаз, про который до недавнего времени многие весьма известные господа говорили, что его нет, на самом деле впервые уже тогда, в “Ляйсеум театре” получил международное признание?

- Конечно. Я хочу сказать, что в многочисленных гастрольных турах мы часто исполняем именно российскую музыку, и публика всегда очень тепло это принимала, если не сказать больше.

- Стоит вспомнить ваш тур по Франции, где солисткой была Светлана Рубинина. Она пела на русском языке именно песни российских композиторов, в том числе замечательное произведение Юрия Саульского “Зеркало”.

- Да, и надо сказать, что именно это и ценит зарубежный зритель, то, что называется “своим лицом”.

- Значит, можно сказать, что российские музыканты имеют право и должны играть по-своему?

- Конечно! А когда музыканты пытаются копировать кого-то, пусть это будут лучшие музыканты, то публике становится неинтересно.

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 4:16 Комментариев (0)

02.11.2007

Первый состав оркестра Олега Лундстрема

Альт Онопюк - саксофон
Владимир Серебряков - саксофон
Игорь Лундстрем - саксофон
Виталий Серебряков - труба
Алексей Котяков - труба
Анатолий Миненков - тромбон
Александр Гравис - контробас
Илья Уманец - ударные
Олег Лундстрем - рояль

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 4:16 Комментариев (0)

01.11.2007

Биография Олега Лундстрема

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, руководитель старейшего в мире джазового оркестра

1916. 2 апреля в г. Чите (Забайкалье) в семье Леонида Францевича Лундстрема (преподавателя Читинской гимназии) и его жены Галины Петровны родился сын Олег, а годом позже - второй сын Игорь.

1921. Семья по документам марионеточной Дальневосточной Республики переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца пригласили на работу на КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу, находившуюся в концессии у России), сначала преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского Политехнического института.

1932. Олег окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт, а параллельно в музтехникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году. Начало 30-х годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время за пределами США и Европы оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась “Дорогой старый юг” (Dear Old Southland). Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее. Такое же впечатление она произвела и на его друзей, молодых музыкантов, начавших уже приобщаться к джазу. Таким же образом напали на след Луи Армстронга, и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.

1934. Однажды молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был состав оркестра Олега Лундстрема тогда.

1935. Год завоевания популярности в Харбине. Оркестр играл на балах, вечерах и выступал по местному радио.

1936. Оркестр переезжает в город Шанхай ( Китай ) - огромный международный портовый центр. Здесь начинается его профессиональная деятельность. Первое место работы - отель “Янцзы”, затем в популярном в городе болл-руме (танцзале) “Мажестик”. Большой успех ! Появляется известность в городе. В 1937 и в 1940 оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В оркестре уже 11 человек.

У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: “Песня о капитане” И. Дунаевского, “Чужие города” А.Вертинского, “Катюша” М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. Вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме “Парамаунт”. В оркестре уже 14 человек, Олег - дирижер. А такие импровизаторы, как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема “Королем джаза Дальнего Востока”.

1941. Война! Олег поступает во французский Высший Технический Центр и оканчивает его в 1944 году как инженер-архитектор. Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах “Лайсеум”, “Карлтон” и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре “Лайсеум”, посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение “Интерлюдия”, используя интонации Рахманинова. Позже - пьесу “Мираж” на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз. Возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Встает вопрос о переезде в СССР - ведь все участники оркестра советские граждане. Работники совзагранорганов мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности.

1947. Оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Музыканты хотели получить образование. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС “Об опере Вано Мурадели “Великая Дружба”" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров.

Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая на местной почве ( Казань и окрестности) разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в вокальных , так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.

Так прошли года учебы, и в 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции (профессор А.С.Леман) и факультативно - по симфоническому дирижированию (профессор И.Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.

1956. 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже Росконцерта ) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Совместно со студией “Мелодия” помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Кроме того, на этом поприще трудились и сам Олег Лундстрем, и Николай Панов. Оркестр Олега Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: “Таллин-67″,” Джаз Джембори 72″ в Варшаве, “Прага-78″ и “Прага-86″, “София-86″, “Джаз в Дюктауне-88″ в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), “Гренобль-90″ во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов “Иматра-92″ в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998), ряд международных фестивалей на территории бывшего СССР.

В 1994 г. отмечалось 60-летие оркестра, в связи с чем он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр (оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже). В ноябре 1998 г. оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Оркестр Олега Лундстрема - настоящая кузница джазовых кадров. Через оркестр прошли известные музыканты: Георгий Гаранян, А.Зубов, Станислав Григорьев, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Виктор “Арзу” Гуссейнов, Александр Фишер, Константин Бахолдин, А.Шабашов, Вячеслав Назаров, Николай Капустин, Вагиф Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский, Николай Панов, Валерий Киселев и многие другие, а также вокалисты Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Дмитрий Ромашков, Валерий Ободзинский и др.

Сейчас ведущими солистами являются: Юрий Парфенов (труба), Иван Волков (баритон-, тенор-, сопрано-саксофоны, кларнет), Михаил Окунь (фортепиано), Игорь Золотухин (гитара), Иван Юрченко, Владимир Журкин (оба - барабаны). Из музыкантов первого состава 1934 г. в строю остался лишь сам Олег Лундстрем - последний, кроме него, ветеран, дирижер и звукорежиссер (в первом составе - трубач), заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков скончался весной 1997 г. В составе оркестра конца 90-х работает много молодых музыкантов, которых джазовые критики называют надеждой отечественного джаза - достаточно назвать 15-летнего чудо-саксофониста Дмитрия Мосьпана и 19-летнего трубача Виталия Головнева.

Кредо оркестра: глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны. Олег Леонидович Лундстрем в 1973 г. был удостоен звания “Заслуженный артист РСФСР”, в 1984 г. - “Народный артист РСФСР”, в 1993 г. - почетной степени Доктора наук Международной академии Сан-Марино. В 1998 г. он стал лауреатом Государственной премии РФ. В этом же году Американская Библиографическая ассоциация назвала его “Человеком года”.

Олег Леонидович ушел от нас в ночь на 14 октября 2005 г.

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)