30.12.2007

Амурные волны Утесова

Алла Азарина: “Он прыгал между женщинами, как мячик”.

Судьба свела меня с замечательной актрисой Аллой Азариной. Люди среднего и старшего поколения ее прекрасно помнят. Однако мало кто знает, что именно ей посчастливилось стать “последней творческой музой” великого Утесова. Встреча молодой, талантливой, красивой актрисы и знаменитого мэтра преклонного возраста оказалась судьбоносной. И не только потому, что они создали уникальный спектакль, легенда о котором жива до сих пор. Просто именно благодаря этому спектаклю удалось раскрыть главную тайну великого артиста.

- Алла Александровна, в чем, собственно, заключалась тайна?

- Ну, тайны, может, никакой и не было. Скорее уникальная история, которая волею судеб мне была доверена. Со своей стороны, я всегда задавалась вопросом, почему именно мне. За какие такие заслуги?

- Страшно заинтриговали. Что за тайна?

- Все началось с “Путешествия дилетантов”. Помните такой роман Окуджавы?

- Очень хорошо.

- Его тогда только напечатали, и я, когда его прочла, была совершенно потрясена, загорелась сыграть его на сцене - в моноспектакле. Сделала инсценировку. Булат Шалвович помог мне в этом. Все-таки 600 страниц текста превратить в двухчасовой спектакль - тяжелый труд. И с тетрадочками - у меня все от руки было написано - явилась к Утесову домой.

- Почему именно домой?

- Так было удобнее. Во-первых, он чувствовал себя неважно. Дита, его дочь, болела. Болел ее муж. Все это сказывалось на настроении Леонида Осиповича. Во-вторых, в кабинете у него стоял рояль. А я по ходу спектакля должна была петь.

Вот сейчас вспомнила, что когда мы шли к нему на первую репетицию, то договорились с моим пианистом встретиться около его дома. Это в Каретном Ряду. А мой пианист опоздал минут на пять. Когда мы поднялись к Утесову, он был вне себя. Я думала, потолок рухнет. Он кричал: “Я за всю жизнь ни разу никуда не опаздывал”. Мы извинялись и так и сяк: и троллейбус застрял где-то, и еще что-то- В общем, он еле отошел. На последующие репетиции мы уже приходили минут за 10 и бродили вокруг его дома, как тени, а потом минута в минуту поднимались в квартиру.

И вот во время первой встречи я стала ему читать. Вы знаете, Утесов оказался совершенно уникальным зрителем. Такого зрителя у меня никогда больше не было. Он мог заплакать, если у меня какая-то грустная нота появлялась- Мог захохотать, откинув голову, если было смешно- Совершенно неожиданно между мной и ним возникла какая-то невероятная аура, так что я, еще собственно ничего не репетируя, а просто читая инсценировку, исполнила все так, как потом мне ни разу не удалось со сцены. Вы роман хорошо помните?

- Признаться, отчасти.

- Героиня по имени Лавиния влюбилась в князя Сергея Мятлева, и они вдвоем сбежали из Петербурга. Трагическая история любви, которая внезапно оборвалась. Я когда закончила все это Утесову читать, Утесов сказал мне такую смешную фразу: “Если мы доведем это все до конца - это будет контрреволюция”.

- Почему “контрреволюция”?

- То же самое и я его тогда спросила. А он говорит: “Ну как же. Сейчас же о любви разве кто-нибудь так пишет? Кто-нибудь говорит так о любви? Это же все как-то мимо людей проходит, а ведь это основа нашей жизни. Что такое человеческая жизнь? Если память о чем-то остается, так только о любви…” И вдруг он как-то странно замолчал. Отреагировал так, что я поняла - у него что-то личное.

- Это как? Он схватил вас за платье?

- Вы смеетесь? Он повернулся, у него за спиной такой секретер стоял, не выдвижной ящик, а с поднимающейся крышкой, открыл его и достал какую-то шкатулку. Из этой шкатулки вынул две фотографии. Я помню его руки. Они немножко дрожали, когда держали эти пожелтевшие карточки. На одной из них была изображена дама, очень красивая, в роскошной шляпе.

- А на другой?

- Я не разглядела. Он мне быстро показал эти фотографии и сказал: “Вот эти снимки всю жизнь пролежали у меня в секретере. Моя жена об этом знала. Но никогда не смела их брать. Здесь сфотографирована женщина, которую я очень любил. Она была актриса, певица, опереточная певица Немировская, полька- Мы вместе играли в спектакле “Сильва”. И я был в нее очень влюблен. Но я был женат. У меня была Дита”.

- Он вам это сказал прямо на первой встрече?

- Ну практически да. Это все происходило, наверное, где-то за месяц до его смерти. Перед тем, как он внезапно заболел. У него с сердцем стало очень плохо. Оказалось, был инфаркт, который пропустили. И вот, словно чувствуя, что с ним случится, он стал рассказывать мне свою невероятную историю. Историю любви.

Я не знала, как реагировать. Я была для него абсолютно чужой, незнакомый человек. И вдруг он так откровенно- И почему именно мне? Потом я много об этом думала. Наверное, он хотел, чтобы это не кануло в Лету. Для чего - не знаю.

- Может быть, Утесов влюбился? Вы не были похожи на Немировскую?

- Я не обратила на это внимания. Нет, не думаю…

- Почему же? Вы же не разглядели хорошенько те фотографии?

- Нет. Мне просто кажется, что его натолкнула на эти воспоминания окуджавская история. Он не предполагал, что она окажется настолько схожа с его судьбой. У Окуджавы герои романа вместе убегали, чтобы всю жизнь быть вместе, а он этого не сделал-

- Говорите об истории взаимоотношений Немировской и Утесова?

- Да. Они с Немировской играли вместе спектакли. Он в нее влюбился. И жена, Елена Осиповна, об этом узнала. Но Елена Осиповна никаких скандалов устраивать не стала. Утесов периодически жил то с этой дамой, то к семье уходил. Он так и говорил: “Эти две женщины жонглировали мной, как мячиком. Моя жена периодически звонила Немировской и говорила: “Слушайте, ну, заберите его уже себе, я от него отказываюсь, не хочу с ним никаких дел иметь”. И я уходил туда. Потом звонила Немировская и говорила Елене Осиповне: “Я не могу с ним жить, забирайте его обратно”.

- Видимо, эти две женщины были очень мудрые и знали толк в том, как обращаться с мужчиной, угодившим в силки страсти. Однако интересно другое: если Леонид Осипович так любил, почему не развелся?

- Я тоже спрашивала. “Вы понимаете, - отвечал он, - когда я жил в Одессе, то у нас, на нашей маленькой одесской улочке, был совершенно немыслим “развод”. Я ведь был женат, и у меня была дочка. Развод был бы сродни взрыву бомбы. Поэтому я метался то туда, то сюда. И вот в один из дней, когда мы играли спектакль, я наконец понял, что должен что-то делать. Спектакль уже подходил к концу, вдруг я вижу, как в зал входит Елена Осиповна. И стоит, как бы ждет чего. Это меня подтолкнуло. Я тихонечко выбрался из театра, без вещей, сел на извозчика, помчался на вокзал, и оттуда уехал в Питер, то есть в Ленинград”.

- Так он к Немировской в Ленинград уехал?

- Что вы! Он сбежал от них обоих.

- А Немировская оставалась…

- … в том самом городке, где они гастролировали. Он сбежал в город на Неве, жил один. Долго мучился и в конце концов вернулся к Елене Осиповне. Она же была совершенно уникальная женщина. А Немировская вскоре после этого, узнав, что Леонид Осипович вернулся к жене, уехала в Польшу. Ее постоянно звали на гастроли. И она этим воспользовалась, чтобы порвать отношения.

“Прошло много лет, - рассказывал Леонид Осипович, - я не знал ни где она, ни что с ней. И вдруг в одной газете я случайно читаю, что знаменитая польская актриса Немировская трагически погибла. Ехала в поезде со своей камеристкой. Камеристка стала разжигать керосинку, пролила керосин, вспыхнул огонь… И обе моментально сгорели в пламени”.

- Любовь, сгоревшая в огне. Невероятная история.

- Когда Леонид Осипович закончил рассказ, он показал мне маленькую заметку, что хранил у себя в шкатулке. Сколько лет он ее хранил?! Шестьдесят? Елена Осиповна никогда не заглядывала в его шкатулку. Уважала чувство мужа.

Мне очень хотелось что-то расспросить у него еще, но я была ужасно зажата, стеснялась и не знала, можно ли задавать какие-то вопросы, тактично это, не тактично. Как он сам мне сказал: “Да, у меня не хватило смелости, как вот у героя романа - Сергея Мятлева. Не хватило.”

И в этой фразе я почувствовала такое сожаление и еще какое-то ощущение его вины перед этой женщиной, которое он пронес через всю жизнь.

- Да-а, грустная история. Как-то даже не вяжется с представлением о нем как о вечном весельчаке. Мы многое знаем о его юморе, смехе, о том, какой это был король… Но что это был трагический король, слышу в первый раз.

- Абсолютно трагический. Для меня, во всяком случае… Однажды я пришла к нему, и он начал нашу репетицию с того, что стал читать “Достиг я высшей власти…” из Бориса Годунова. Монолог. Это не всякий драматический актер-трагик сможет прочитать. А что тогда сыграл передо мной Утесов, сидя в кресле, показалось просто невероятным. Ему очень хотелось, чтобы его во МХАТ пригласили. Он говорил: “Я все ждал, когда меня во МХАТ позовут. Но не позвали”.

- Значит, не об эстраде он мечтал?

- “Мечта в моей жизни была только одна, - сказал он мне однажды, - быть дирижером симфонического оркестра”. Вы посмотрите на его фотографию, что он мне подарил, - он, кстати, любил именно этот снимок, - посмотрите, какой он здесь: грустный, печальный, сколько у него тут тоски… Эстрадный певец- Вроде должна быть легкость. Всю жизнь всех развлекал. А вот мне кажется, что его настоящая суть была такая, как на этом снимке. Трагическая. Сначала потерял жену. Потом потерял дочь. Это же невозможно пережить.

- А как произошла трагедия с его дочерью Эдит?

- Тяжело про это рассказывать…

- Дита ведь жила вместе с ним?

- В одном доме, на одной лестничной площадке. У нее тоже личная жизнь плохо сложилась. Любимый муж, режиссер, 20 лет болел неизлечимой болезнью.

- И детей у них не было?

- Нет. Да и сама Дита была не очень здоровая. Она болела, долго болела. Ее подкосила история с выживанием ее из оркестра отца. Министерство культуры буквально завалили анонимными письмами, что Леонид Осипович разводит семейственность в своем оркестре, и Дита ушла. Психологически это ее больно ударило. Это не очень рекламировалось, но она была подвержена депрессиям. Лежала иногда сутками, не выходя из квартиры. А потом ужасная болезнь.

После того как Утесов ее похоронил, прошел какой-то период - дней десять, мы не виделись. Потом я к нему приехала. Он показывал мне письма - со всего Союза, которые приходили к нему в поддержку, чтобы он не падал духом. Одно письмо он очень бережно хранил. Какая-то женщина ему написала: “Я представляю, что вы можете переживать, когда ваша единственная дочь ушла, примите нашу поддержку, мою любовь…” Он, когда мне это письмо читал, все время плакал. Руки у него дрожали…

- Вы стали последней, кто с ним общался перед смертью?

- Практически да. Он после смерти Диты, по существу, никого уже не принимал. Да и не приходил к нему никто. За 10 дней до смерти я приехала к нему в последний раз. Помню, я позвонила, уже зная, что он себя плохо чувствует. У него все время почему-то болело сердце. А Тоня, его последняя жена, каждый раз говорила: “Да вот, вызвали врача из районной поликлиники”. Я говорю: “Ну как же… Вызовите специалиста… Давайте, я вам дам хорошего профессора-сердечника, пусть…” - “Нет. Леонид Осипович не хочет. К нам ходит девочка из районной поликлиники. Она ему нравится, и он ей верит”. В результате врач проглядела у него инфаркт…

Он же был всю жизнь очень здоровый человек, одессит, спортсмен, плавал, никогда ничем не болел. Заболело сердце, думал, пройдет.

Когда я в последний раз позвонила, Тоня говорит: “Он плохо себя чувствует”. Потом я слышу в трубку, он кричит: “Тоня, кто там?” - “Это Алла”. - “Пусть приезжает”. Вот я и приехала к нему. Самая последняя. Он мне тогда письмо на смерть Диты прочитал, а потом Лермонтова, “Выхожу один я на дорогу”.

- Для него тут, наверное, главное слово было “один”. Я правильно понял?

- Да. Тема последних лет его жизни - тема одиночества. В связи с этим и Тоня, вторая жена, возникла. Все не случайно получилось.

- Тема?..

- Конечно. Дикий страх одиночества. Когда умерла Дита, слово “одиночество” стало для него невероятно болезненным. Даже в наших репетициях он всегда обращал внимание на те места, где было это слово. А произносить его не мог. Если произносил его, то со слезами на глазах. Вот отсюда его лермонтовские стихи, которые он читал, отсюда некоторые стихи Окуджавы, которые его трогали за сердце.

- А Антонина Сергеевна при чем?

- Вообще-то она у них по дому помогала. Еще при Елене Осиповне. Никто не знал, что она давным-давно тайно была влюблена в Леонида Осиповича. Видимо, по-женски она все это скрывала. А Леонид Осипович по-мужски не замечал. Когда в его жизни произошла трагедия, не стало Елены Осиповны, потом Диты, он оказался в ужасной ситуации. У него были друзья. Но не было того, кто бы о нем заботился. И вот тогда в его жизни снова появилась Тоня. Человек, уже разменявший девятый десяток, расписался с Антониной Сергеевной. Ему была нужна забота, и он ее получил. Вот и вся история. Почему он был так одинок - вот в чем загадка. Его любила вся страна- а он чувствовал себя как в пустыне.

Леонид Осипович Утесов умер в марте в возрасте 87 лет. Умер спокойно. Странно, что его последнее воспоминание о любимой было связано не с Еленой Осиповной, не с его второй женой - Антониной Сергеевной, а с загадочной, таинственной польской актрисой - Стефанией Немировской. Самое удивительное, что на мой вопрос профессору Левандовскому, большому знатоку польской эстрады, о судьбе Немировской мне был дан короткий и исчерпывающий ответ. Она умерла трагической смертью. Сгорела заживо. Но близко знавшие ее люди говорили, что это было самоубийство на любовной почве. Однако, кого она любила, ее друзья так и не смогли никогда выяснить.

Мне кажется, теперь загадка разрешилась. Самое интересное, что на фотографии Немировская действительно оказалась похожа на Азарину…

sem40.ru

Опубликовано в 7:19 Комментариев (0)

29.12.2007

Леонид Утесов: как стать хорошим артистом

Рассказывает Леонид Усач.

Много раз его запрещали, давили, снимали программы его джаза. Хотя сами запретители любили послушать этого “пошляка” и его оркестр, в котором было - даже страшно подумать - пять саксофонов, этих символов “музыки толстых”. Те, кто запрещали, не обходились без Утесова на своих закрытых вечерах и банкетах, упрашивали его исполнить то, что сами же не разрешали исполнять для обыкновенной публики…

В московском Театральном училище им. Щукина, где я учился в начале 50-х, стало известно, что на встречу со студентами приедет Леонид Утесов. С одной стороны, это было приятное известие: все хотели послушать артиста, слава которого была безгранична. А с другой стороны, думали мы, студенты, ведь это же артист эстрады: совсем другая актерская школа, иные творческие принципы и взгляды. Мы же - артисты одного из престижных творческих вузов, истинные вахтанговцы, и нам чужды легковесные эстрадные приемы.

Потом вдруг вывесили объявление, что Утесов заболел и не приедет. Но Утесов приехал. Как он сам сказал: “Я весь выздоровел и приехал”.

На маленькой сцене гимнастического зала под бурю аплодисментов появился Леонид Осипович. Плотный, даже несколько полноватый, среднего роста. Большая голова, улыбающиеся карие глаза с хитрецой и очень выразительные, крупные черты лица. Во всем активность и подвижность. Вот он прошел на сцену, отодвинул в сторону большой стол и с легкой улыбкой переждал долгие аплодисменты. Потом сел на стул, сделал большую, истинно мхатовскую, наполненную какими-то размышлениями паузу и сказал:

- Так, что будем делать? А?

Тишина в зале.

- Петь я не могу, у моего оркестра сегодня выходной день. Они отдыхают. Я вам так скажу: отдыхать обязательно надо. Я понимаю, что сегодня вместо отдыха вас привели в этот зал для встречи с Утесовым. А Утесов вместо своего отдыха должен вам объяснять, что надо делать, чтобы стать хорошим артистом. Давайте, ребятки, я вам это объясню, и разойдемся по-английски: не прощаясь и не записывая номера телефона. То, что я буду вам говорить, записывать не надо. Это следует запомнить и повторять ежедневно утром. Это не я придумал. У меня даже нет своей системы типа Станиславского. У меня есть собранные за много лет деловые советы моим друзьям-артистам. Это значит - вам.

Начинаем по порядку. Первое и главное условие - круглосуточная работа над собой: в институте, дома, в трамвае, во сне, на улице и во всех других местах. Второе. Тренировать свое тело. Ибо тело артиста - половина успеха. Нужно так тренировать свое тело, чтобы вы, дорогие мои, могли ехать в автобусе, не заходя во внутрь, то есть ехать снаружи, держась на собственных ногах. В Одессе, чтоб вы знали, до сих пор половина пассажиров так и ездит: некоторым душно внутри, и они любят проехать на чистом воздухе без билета. Это я называю “одесские капризы”.

Третье - много читать. В мировой литературе попадаются-таки умные книжки. В них при желании и нормальных умственных способностях можно вычитать кое-что необходимое для творчества.

И наконец, четвертое. Чтобы стать хорошим актером, музыкантом, певцом, художником и так далее, нужно, как минимум, получить от папы и мамы или от Б-га, я уже не говорю много, но хоть чуть-чуть таланта. Талант - это такая мелочь, без которой все предыдущие три пункта не стоят коробки спичек…

Вот и все, что я хотел вам сказать, мои друзья и соперники. Спасибо за внимание. Официальная часть закончена.

Так я познакомился с Леонидом Осиповичем Утесовым. Потом мы встречались бесчисленное количество раз как артисты эстрады.

Помню много его устных рассказов, по большей части сотни раз пересказанных и напечатанных в актерских мемуарах. А вот передать мимику и речь, особенности его одесского юмора еще никому не удавалось. Мало кто из поклонников Утесова-певца знает, что он был, пожалуй, самым ярким в плеяде российских рассказчиков XX века. Еще в двадцатые годы, будучи совсем молодым артистом, выступая в оперетте, ночных кабаре, варьете, где пел, танцевал, играл миниатюры, он очень успешно исполнял и юмористические рассказы. Слушатели, как правило, сидели за столиками, выпивали и закусывали. Танцор, фокусник или мим могут выступать в этих условиях. А рассказчику нужно сделать какое-то чудо, чтобы оторвать зрителя от вкусной еды и горячительных напитков. Рассказчику нужно, чтобы, взглянув на сцену, посетитель отодвинул чашечку с кофе, забыл, что остывает бифштекс, и пальцем показал официанту, чтоб он без шума открывал бутылки.

В подобных, прямо говоря, невероятных ресторанно-питейных условиях Утесов имел грандиозный успех. Именно на него шла публика в эти заведения. Достаточно было на афише написать: “Сегодня Ледя Утесов расскажет кое-что смешное” - и зал был полон.

sem40.ru

Опубликовано в 7:19 Комментариев (0)

28.12.2007

Лариса Долина и Игорь Бутман устроят в столице “Карнавал джаза”

РИА Новости

Популярная певица Лариса Долина и джазмен Игорь Бутман в канун Нового года, 29 декабря, объединят усилия и представят столичной публике “Карнавал джаза” в Концертном зале имени Чайковского.

“Это мой самый любимый проект за последнее время - я долго к нему шла, и, наконец, он реализовался. Этот грандиозный нон-стоп концерт, на мой взгляд, станет событием года”, - рассказала РИА Новости Долина.

“Мы специально поставили этот концерт в канун Нового года, потому что хотели еще больше поднять людям настроение, и сделать так, чтобы они вышли с этого рождественского “Карнавала” счастливыми и одухотворенными”, - отметила она.

Певица рассказала, что идея создания “Карнавала джаза” принадлежит ей и ее мужу. “А пять лет назад, когда мы попали на юбилей к Игорю Бутману и обговорили детали этого мероприятия, я поняла, что с этим музыкантом можно свернуть горы”, - призналась певица.

“Оказалось, что Игорь тоже хотел организовать наш совместный творческий союз, но не знал, в какую форму это все облечь, а тут появились мы с уже готовой программой под названием “Карнавал джаза”, - рассказала Долина.

Нынешний проект, по словам Долиной, знаменателен тем, что “это абсолютно новый “Карнавал Джаза”, нежели самый первый концерт под этим названием пятилетней давности”.

“Мы подобрали совершенно новую программу, в которую вошли не только классические джазовые произведения, а еще и оригинальные, написанные специально для меня, например, замечательным американским композитором и музыкантом Джорджем Дюком”, - рассказала певица.

На “Карнавале” будут исполнены главные хиты из мира джаза, написанные Дюком Эллингтоном, Джорджем Гершвином, Херманом, Портером, Дэвисом. Услышат гости и нестареющие мелодии “Битлз”, написанные лучшими композиторами-песенниками XX века Джоном Ленноном и Полом Маккартни.

“Было достаточно сложно отобрать песни для “Карнавала Джаза”, потому что мы старались найти красивые произведения, которые были бы еще и популярны, как говорится, на слуху. Но идти на компромиссы я не хочу и не умею, потому что в первую очередь это будет не интересно мне самой. А если не интересно мне, то не будет интересно и зрительской аудитории”, - подчеркнула Долина.

Певица отметила, “что помимо моей сложившейся аудитории, которая ходит на русскоязычные выступления, на джазовые концерты подтягивается еще и молодежь, которая от меня хочет узнать, что же такое джаз”.

“Я безмерно рада, что, по сравнению с десятилетней давностью, сейчас джазовая аудитория очень омолодилась. Считаю, что в какой-то степени это и моя заслуга тоже”, - сказала она.

Уже сейчас билеты на концерт распроданы, что с одной стороны радует, а с другой огорчает артистку.

“Ажиотаж вокруг этого концерта приличный, и это прекрасно. К примеру, месяц тому назад билетов в кассе уже не было, и я не смогла заказать билеты даже для своей семьи - моя дочь будет сидеть на приставном стульчике”, - рассказала Долина.

Также артистка рассказала, что в ее планах в следующем году объездить с новой программой весь мир.

“Начнем в России, а потом потянемся на Запад, потому что, на мой взгляд, это очень интересная программа для любой аудитории, для любой страны”, - уверена она.

Также Долина пообещала, что, показав эту программу по всему миру, они создадут новую программу для “Карнавала джаза”. “Идей очень много, лишь бы нашлось время все это реализовать”, - сказала она.

Всем, кто не сможет попасть в Концертный зал Чайковского вечером 29 декабря, телеканал “Культура” покажет телеверсию концерта “Карнавал джаза”.

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

28.12.2007

В Архангельске пройдет джаз-маскарад

28 декабря в Архангельском музее изобразительных искусств пройдет джаз-маскарад. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил организатор и участник мероприятия Тимофей Дорофеев.

По его словам, у посетителей маскарада в стиле джаз будет возможность послушать музыку архангельских коллективов “Big band” и “New blues band”. В музее в этот вечер будут раздаваться звуки кларнета и гармоники - на сцене выступит ярославский музыкант Сергей Кузнецов. “В этом году на Джаз-маскараде выступит детская оперная студия - ученики музыкальной школы №1, - добавил Дорофеев. - Они покажут очень яркое и интересное представление”.

Помимо музыкального искусства, джаз на маскараде будет представлен и в виде перформанса. Кроме того, посетители маскарада побывают и на показе народных костюмов от Николая Терюхина. На протяжении всего мероприятия в музее будет открыт мастер-класс по созданию народных костюмов от известного архангельского мастера Натальи Кузьминой. Организаторы маскарада рекомендуют посетителям приходить в масках, чтобы соблюсти регламент мероприятия. Завершится джаз-маскарад в музее к полуночи.

ИА “Архангельские новости”

Опубликовано в 9:09 Комментариев (0)

27.12.2007

«Я исполнил три мечты Ларисы Долиной»

Анатолий Миончинский сыграл в судьбе своей бывшей жены роль доброго волшебника.

Анатолий Миончинский — известный джазовый музыкант. Талантливейший композитор, аранжировщик. Легенда в музыкальных кругах. Его называют человеком, опередившим свое время. Еще в начале 70-х годов он создал группу «Старатели», к которой придумал слоган: «Ни слова по-русски, ни ноты по-советски». Он работал художественным руководителем у Валерия Ободзинского. Был вторым дирижером в знаменитом джазовом оркестре «Современник» Анатолия Кролла. Стал первым мужем Ларисы Долиной, тогда еще никому не известной певицы. Миончинский вывел ее на большую музыкальную дорогу, а сам остался на обочине. Последние два года Анатолий играет в еврейском ресторане «Семь-сорок». Он по-прежнему живет в двух-комнатной квартире в девятиэтажке на проспекте Культуры, куда он когда-то привел Ларису, где родилась их единственная дочь Ангелина.

Громко чавкала, шумно смеялась

- Когда впервые вы увидели Ларису Долину?

- В декабре 1979-го. Приезжаю в Москву в оркестр Анатолия Кролла. Вижу на сцене какое-то чудище — круглое, толстое — потрясающе джаз поет. Анатолий Кролл притащил ее из Сочи, где она участвовала в конкурсе советских песен. Вечером в кабаке гостиницы «Жемчужная» она пела англоязычный репертуар. А утром приходила на конкурс. Члены жюри, сидя в ресторане, пищали от восторга: «Ах, какая певица, какая женщина!» Но в Сочи она Гран-при не взяла. Дали ей второе место, а первое — любовнице местного мафиози.

- Как начались ваши отношения?

- У меня умер 8-летний сын. Рак крови. Я после его похорон молчал полгода. Не общался ни с кем. А тут поехал с оркестром Кролла на гастроли. А в больших коллективах компании делятся по принципу «бормотуха, домино» — «преферанс, водочка». Был день рождения у кого-то. На следующее утро просыпаюсь. Чувствую, кто-то у меня в постели. Присмотрелся, Долина! Дурак, что я натворил! За Ларисой и Кролл, и директор, и вся еврейская половина оркестра ухлестывали. А я, когда вижу очередь, сразу отхожу в другую сторону. Бороться, добиваться, конкурировать не для меня. Потому и бардак в личной жизни.

- А в Долину вы были влюблены?

- Нет. Я это и дочке говорил, когда она у меня спрашивала, любил ли я маму. Я благодарен Ларисе за то, что она меня вернула к жизни. Растормошила мою страшную депрессию. Долина в то время была как с одесского привоза — вульгарная, громко чавкала, шумно смеялась. У нее тогда в приятелях ходили валютные проститутки и фарцовщики. Но вся эта шелуха от нее отвалилась, как только мы стали жить вместе.

“Хочу услышать от нее “спасибо”

- Вы сразу решили пожениться?

- Как бы не так. Жена не давала мне развода. Но Лариса мне сказала: «Я буду ждать». Только через полтора года зарегистрировались.

- Она вашу фамилию взяла?

- Настоящая фамилия Ларисы — Кудельман. Она ненавидела эту фамилию. Поэтому по паспорту была Миончинской. А Долина — это фамилия ее мамы Галины Израилевны.

- Имя дочке вы придумали?

- Я предложил имя Ангелина, сокращенно Лина (если бы она взяла фамилию Долина, это было бы хорошее сочетание). Ангелина - болгарское имя, а зачата наша дочка была в Болгарии. Я Лине как-то сказал: «Я тебе так много недодал в жизни». А мне в ответ: «Ты что, папа? Ты сделал из меня личность». Вокальные данные ей от мамы не передались, а во всем остальном - это я. Логика, аналитика. Склонность к литературе, к экстриму.

- Сколько лет вы прожили с Долиной?

- Семь или восемь. Мы разошлись тихо, без всяких скандалов. Делить было нечего, кроме книг. Я не был ни инициатором отношений с Ларисой, ни инициатором расставаний. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Я исполнил три ее заветные мечты. Она хотела выйти замуж, родить ребенка и стать независимой певицей. Я за это никакой благодарности не жду. Но как-то дочке сказал, что за одну вещь ее мама мне когда-нибудь «спасибо» скажет. В 1983–1984 годах пол-Одессы уехало в Майами, родной дядька Ларисы - в Бостон. А здесь были одни слезы. Лариса пела в концертных программах, в «голубых огоньках». Но ее потом вырезали. Ну и встал вопрос - эмигрировать в Штаты. Я говорю: «Давай не будем ныть, а сделаем попытку создать свой коллектив от Ульяновской филармонии. А если не получится, только тогда ехать». Сделали ансамбль «Эскорт», и все получилось. Вот за то, что тогда удержал ее от эмиграции, «спасибо» мне хотелось бы услышать.

Массажист подсуетился

- Долину цензура «резала» по каким пунктам?

- По всем. Еврейка, иногородняя, дядя за границей. И джаз еще поет. Когда Лариса плакала у меня на плече, я ей говорил: «Лариса, у тебя все будет. Но терпения набирайся, потому что долго ждать надо». А потом грянул 1985 год, в стране все развалилось, исчезли и худсоветы. «Коммунячьи» дела рухнули, она к этому времени оказалась свободной, независимой певицей. И все пошло-поехало.

- Она с тех пор сильно изменилась?

- У меня на шкафу валялись старые афиши, в том числе первая сольная афиша Ларисы с прической Анжелы Дэвис. Я дочке показал, она обалдела: «Это моя мама?» Мы же развелись в 1986-м. Какие тогда могли быть косметические операции? Только одна Понаровская знала, что это такое и где это можно было сделать.

- Сама Долина говорит, что ушла от вас, потому что вы пили…

- Да, я тоже слышал о своем непотребном пьянстве. У кого непомерная тяга, те все давно в гробу. Я не алкоголик. Нужно бешеное здоровье иметь, чтобы уходить в запой. Лариса просто пытается оправдать наш развод. После меня у нее был гражданский муж Витя. Вот кто спился по-настоящему. Он мне говорил: «Толь, я без стакана утро не начинаю». Он басист, такого ресторанного плана. Парень простой. А она из него продюсера сделала. Он устраивал Долиной гастроли по всей стране, лежа на диване в Москве. В результате перестал ездить на гастроли, тут нынешний муж Илья и подсуетился. Пришел к ней в люкс после концерта: «Лариса, я вижу, как вы устаете! Вот у меня сертификат, я профессиональный массажист».

Главное, чтоб люди уважали

- Это правда, что Пугачева, видя в Долиной достойную конкурентку, не давала ей хода на сцену?

- Нет, такого не было. Пугачева была очень легким адекватным человеком. Это ведь она назвала Долину «золотым голосом России». Лариса на самом-то деле нигде никогда ничему не училась. В детстве мама за ней виолончель полгода потаскала. В Гнесинку экзамен сдавала так — Кролл (он там преподавал) вытащил тему сочинения, а я его написал.

- Самолюбие не страдало? Сейчас, когда Долина — звезда, а вы играете в ресторане, нет обиды на судьбу?

- Кролл как-то сказал, что мне не хватает самолюбия. Мне дороже блеск в глазах музыкантов, когда они играют мою партитуру. Вот это для меня и есть статус. Главное, чтобы люди уважали. Погоны, эполеты, что мне с того?

- Вы всю жизнь занимаетесь музыкой. У вас еще есть мечты и планы?

- Моя давнишняя мечта - создать европейский симфоджаз. Но надо найти одного сумасшедшего миллионера, который как минимум должен знать слово джаз. Потому что состав около 100 человек. И делать нужно сразу пять-шесть программ, чтобы гастролировать по всему миру. В 2003 году казалось, что этот проект начал осуществляться. Давид Голощекин, Андрей Петров, Владимир Фейертаг вошли в Попечительский совет. Был зарегистрирован Общественный фонд симфоджазовой музыки. Но обломался я с этим проектом, денег на него не нашлось. Вот уже который год пребываю в депрессии. 61 год, хоть и не старость, но уже серьезно. Я же не мечтал о том, чтобы закончить свою жизнь в кабаке. У меня трудовая книжка очень интересная. Первая запись в ней — слесарь третьего разряда. И последняя — генеральный директор и художественный руководитель Общественного регионального фонда симфоджазовой музыки. В этих строчках — вся моя жизнь.

МК в Питере

Опубликовано в 6:18 Комментариев (0)

26.12.2007

В Ростовской консерватории открылся очередной сезон “Джаз в полдень”

В камерном зале Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова открылся очередной сезон “Джаз в полдень”.

Концерты традиционно проходят каждое третье воскресенье месяца под руководством заведующего кафедрой консерватории Петра Назаретова. Студенты исполнят разноплановую программу, включая и композиции собственного сочинения, передаёт nestor.minsk.by.

“Джаз в полдень” основан в начале 80-х гг. заслуженным деятелем искусств России, профессором Кимом Назаретовым.

ОРЕАНДА-НОВОСТИ

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

25.12.2007

Скончался легендарный джазист Оскар Питерсон

Ему было 82 года, умер он в воскресенье, у музыканта отказали почки. В течение десятилетий Питерсон считался одним из лучших джазовых пианистов мира; его фирменным стилем был неподражаемый свинг в сочетании с техническим совершенством и скорострельными соло.

Питерсон был и лидером оркестра, и аккомпаниатором, он не только исполнял музыку, но и писал ее, он был одним наиболее часто записываемых музыкантов в истории джаза - притом, что был выходцем из рабочего класса, сообщает BBCRussian.com.

Этот плотно сбитый паренек, изгнанный в свое время из колледжа, буквально ворвался на мировую сцену, появившись в нью-йоркском Карнеги-холле в 1949 году, и получил впоследствии огромное количество наград и почетных степеней, в том числе и особой премии “Грэмми” за личный вклад в музыку, и награды джазового Зала славы. Он стал также лауреатом ордена Канады, самой высокой награды страны, присуждаемой гражданским лицам, а также первым канадцем, которому при жизни посвятили серию почтовых марок.

Правда.Ру

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

24.12.2007

В Челябинске пройдет детский джазовый фестиваль “Рождественский блюз”

25 и 26 декабря в Челябинске пройдет детский джазовый фестиваль “Рождественский блюз”. Фестивали джазовой музыки с участием молодых исполнителей стали традицией в Челябинске и проводятся два раза в год в течение семи лет. Вдохновитель и организатор - художественный руководитель студии “Бэби-джаз” Георгий Анохин.

Праздничные фестивальные концерты позволяют поддержать одаренных детей, реализовать их творческие возможности. Фестиваль дает возможность познакомиться с лучшими классическими джазовыми произведениями зарубежных и отечественных композиторов, расширить творческие контакты, сохранить традиции детского художественного творчества в образовании.

Лауреаты прошлых фестивалей студии “Бэби-джаз” Кристина Басуева, Кристина Горбачева, Никита Баширов, Валерия Клокова, Васелина Иванова и многие другие стали победителями всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, подтвердив высокий уровень Челябинска.

В рождественском фестивале примут участие юные музыканты - учащиеся образовательных и музыкальных учреждений города Челябинска. Также на мероприятии выступят артисты театра-студии “Манекен”.

REGIONS.RU

Опубликовано в 6:18 Комментариев (0)

23.12.2007

Игорь Бутман исполнил мелодии из советских мультиков и детских фильмов в джазовой обработке

Известный российский саксофонист Игорь Бутман выпустил новый диск “Веселые истории” с мелодиями из советских мультиков и детских фильмов в джазовой обработке.

“Новый альбом И.Бутмана записан с “титанами” джаза: пианистом Чиком Кориа (14 премий Грэмми), басистом Джоном Патитуччи, трубачом Рэнди Брэккером (четыре премии Грэмми) и виброфонистом Стефаном Харрисом”, - сообщили “Интерфаксу” в пресс-службе И.Бутмана.

Идею записать музыку из мультфильмов и детских фильмов с лучшими американскими джазовыми музыкантами родилась у музыканта несколько лет назад.

“Смотря вместе с сыном мультфильмы, Игорь обратил внимание, что в зарубежных и советских мультиках, например, в “Ну, погоди!”, часто использовались джазовые мелодии”, - отметил собеседник агентства.

Перед записью альбома американским джазменам были показаны отрывки из “Бременских музыкантов” и мультфильм привел их в восторг. В новый альбом вошли песни из кинофильмов “Буратино” и “Гостья из будущего”, а также из мультиков “Ну, погоди!”, “Бременские музыканты”, “Умка”, “Дед Мороз и лето” и др.

Как сообщили в пресс-службе, альбом был записан и сведен джазовым звукорежиссером США Джеймсом Фарбером в студии звукозаписи в Нью-Йорке.

Продюсер альбома - барабанщик Джека Деджонетт, исполнительный продюсер - супруга саксофониста Оксана Бутман.

http://www.interfax.by

Опубликовано в 6:18 Комментариев (0)

22.12.2007

Билл Клинтон подарил свой саксофон музею джаза

21 декабря в Канзас Сити экс-президент Америки Билл Клинтон передал свой саксофон в Американский музей джаза. До вчерашнего дня знаменитый инструмент хранился в президентской библиотеке.

Помимо известности в мире политики стильный саксофон принес Клинтону популярность среди меломанов. Именно на нем Билл Клинтон исполнил джазовую мелодию в 1993 году во время своей инаугурации.

Американский музей джаза в округе Миссури уже обладает памятными экспонатами, имеющими отношение к таким легендам джаза, как Чарли Паркер, Дюк Эллингтон и Луи Армстронг.

Сотрудники музея джаза говорят, что если бы у Билла Клинтона, “единственного лидера, играющего джаз”, была такая возможность, он мог бы участвовать в джазовых джемах.

КР.RU

Опубликовано в 5:17 Комментариев (0)

« Раньше