25.03.2008

Джаз, оттепель, народность…

Вышел в свет сборник “Не грусти! С чего начинался Лундстрем”

“Мелодия” выпускает советскую музыкальную классику стахановскими темпами. Из-под пресса выходят записи Голованова и Мравинского, скрипичные концерты Моцарта в исполнении Олега Кагана, а еще - различные советские ВИА, чей “винтажный” поп-рок сейчас выглядит весьма забавно. И вот теперь - джазовое “наше все”. Претендентов на это звание вообще-то много: Утесов, Кролл, Гаранян, да мало ли кто… Но Олег Лундстрем, создавший нечто вроде джазового университета, вне конкуренции. Кстати, если кто не знает, его оркестр занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоиграющий. Он даже знаменитый коллектив Каунта Бейси пережил. Удивительно, что этот рекорд в джазе принадлежит не американцам, а нам.

Олег Лундстрем, однажды услышав пластинку гениального Дюка Эллингтона, заболел джазом более чем на полвека. Он прошел через всю послевоенную джазовую историю. Видел и слышал, как в конце 40-х “разгибали саксофоны”. Фултонская речь Черчилля к тому времени уже прозвучала. Начинался период холодной войны. Открылась эта кампания своеобразным судом общественности и руководства над оперой Мурадели “Великая дружба”, но запреты коснулись и джазистов, которые тогда в СССР как раз “вставали на крыло”. Коллектив того же Утесова переименовали в “эстрадный”, а многие “бэнды” попросту разогнали. Если бы в тот момент пареньки из фильма “Мы из джаза” сунулись в какой-нибудь дом офицеров или даже ресторан, сидеть бы им на цугундере. Лундстрема спас интерес к фольклору. Его обработки татарской музыки (именно в Казани он с музыкантами нашел в то время прибежище) высоко ценятся специалистами, хотя и были сделаны вроде бы “из-под палки”. Так случается, что запреты и цензура заставляют художника мыслить нестандартно. Неплохо получались и обработки другой ориенталистики. Весьма экзотично звучат на альбоме иракская “Захра” (как только не догадались озвучить этой вещицей “Белое солнце пустыни”?) и индонезийская “Расцвел мангустан”. У Лундстрема необычные фольклорные гармонии (скажем, пентатоника) продуманно, не по принципу “не пришей кобыле хвост” соединяются с джазовыми приемами. Ощущения гомункулуса не возникает. Особенно забавно слушать “Юмореску” - русскую тему, положенную на джаз. С ней связана особая история. Проверяющие из министерства заявили во дни тягостных раздумий: “Это что такое? Снять! Русская народная песня в американской одежде! Эта буржуазная музыка нам не нужна!” Композицию убрали из программы. А два года спустя к Лундстрему обратились с новым почином: “У вас, помнится, очень симпатичная пьеска была на русские темы”. “Тему” восстановили. На диске представлены ремастированные записи конца 50-х, когда многое уже было допустимо. Впрочем, если не брать во внимание свинг и патетические звуки саксофона, все это весьма безобидно. А кое-что просто излучает бодрость: “Новоселы”, “Фантазия на темы песен о Москве”, “Весенняя песня”. Кстати, в это время с оркестром уже активно сотрудничал Георгий Гаранян. К сожалению, не вполне понятно, его ли саксофон слышен на треках. Зато голос Майи Кристалинской указан на обложке и весьма узнаваем. Если бы этот диск был книгой, место ему отвели бы в серии “Литературные памятники”. Жаль, что аналогичной музыкальной серии не существует.

Итоги

Опубликовано в 3:15 Комментариев (0)

24.03.2008

Интернет-дневник Sideman.RU: Учимся играть джаз

Джаз в последнее время приобрел множество поклонников из числа молодых музыкантов, ценителей и слушателей. Появляются много пособий, посвященных данной теме. Но, вместе с тем, остается еще ряд проблем, связанных с методикой преподавания и учебным репертуаром. Данный проект в форме интернет-дневника (блога) представляет один из возможных вариантов решения этих проблем. Проект состоит из двух частей:

1. «Педагогическая лаборатория»;
2. «Аранжировки».

В «Педагогической лаборатории» представлены учебно-методические материалы учителей-практиков Шевченко Л.В. и Шевченко Н.И.:

· «Джазовые упражнения для фортепиано»;
· «Джазовые упражнения для гитары»;
· «Джазовые диктанты»;
· «Эстрадное сольфеджио».

Это комплекс упражнений для начинающих музыкантов, сведённый в единую систему, в которой в полной мере реализуются межпредметные связи. Это позволяет более эффективно организовать учебный процесс. В данной системе обучения практически стирается грань между предметами специальности и сольфеджио. Цель у этих предметов одна – развитие чувства джазовой ритмики, слуха, гармонизации, импровизации, аранжировки. В учебном процессе активно используется синтезатор, который является незаменимым помощником в воспитании вышеперечисленных навыков.

Во второй части можно условно выделить три раздела:

· Фортепианные аранжировки;
· Транскрипции композиций джазовых и рок-гитаристов;
· Аранжировки для камерного оркестра.

Первый раздел содержит авторские переложения для фортепиано популярных эстрадных мелодий и джазовых стандартов. Аранжировки удобны в исполнении, но в то же время имеют развитую фактуру и концертное звучание. Вследствие чего пользуются неизменным успехом у слушателей.
Второй раздел будет интересен гитаристам, исполняющим джаз, джаз-рок и рок. Это композиции Пэта Метини, Джо Сатриани, Эрика Джонсона, Марти Фридмана, Роббена Форда, Карлоса Сантаны, Ларри Карлтона и др. Транскрипции, представленные в MIDI-формате, максимально приближены к оригиналу (как сольные партии, так и «минус»).
Третий раздел – аранжировки, переложения для камерного оркестра. Состав оркестра: струнные, деревянные духовые, фортепиано и ударные.
Все нотные примеры представлены в формате программы http://finale.com/. Отдельно прилагаются файлы в формате MIDI.

Опубликовано в 3:15 Комментариев (0)

24.03.2008

Фестиваль “Мистерия джаза” в ДОМЖУРЕ

Центральный Дом Журналистов, Центр “Открытый мир»

ЦДРИ, клуб «АРТ*ЭРИА»,

Международный Благотворительный Фонд

«Диалог культур – единый мир»

Фестиваль современной Русской музыки «Этносфера»

представляют

НОВЫЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

“Мистерия Джаза”

Москва 2008 год

Цель проекта - соединение в новом музыкальном пространстве талантливых музыкантов-импровизаторов, использующих бесконечные возможности джаза.

В программе проекта - проведение 1-2 раза в месяц концертов в ДОМЖУРе с центральной музыкальной темой одного из участников проекта

******************************************************************************

1. «КОСМОГОНИЯ»    Джазовая сюита Александра Сакурова

15 января  ДОМЖУР     

  (есть концертные аудио и видео диски, клип)         ******************************************************************************

2.«Земля и небо»  Сергей Старостин   Фолк, джаз, фьюжн

26 марта ДОМЖУР

вокал, народные духовые и струнные инструменты,

Александр Сакуров - саксофон, флейта, Игорь Иванушкин – контрабас,Мариан Калдалару – перкуссия, Павел Чекмаковский – гитара.Этнические композиции и фрагменты из джазовой сюиты «Космогония».

3. «ДЖАЗМост» (Америка - Россия) Ново-Орлеанский джаз

Владимир Квачев - банджо,гитара и «ДжаСС - Ателье»

16 апреля ДОМЖУР

Ново-Орлеанский джаз + российские джазовые хиты. Владимир Квачев - банджо, гитара и ансамбль «ДжаСС-Ателье»

4. «Космогония» Джазовая сюита Александра Сакурова

13 апреля ЦДРИ клуб «АРТ*ЭРИА» в рамках фестиваля «Космофест» Александр Сакуров - саксофоны, флейта, Игорь Иванушкин - контрабас, Павел Чекмаковский - гитара, Федор Андреев – перкуссия, Мариан Калдарару-перкуссия, этнические барабаны

Сергей Старостин - вокал, народные инструменты.

5. «Большой взрыв»   Павел Чекмаковский и его квинтет. Гитара.

24 апреля ДОМЖУР

джаз, рок, классика, фьюжн…ДЖЕМ.

Павел Чекмаковский, Александр Сакуров, Игорь Иванушкин и др.

6. «Диалог культур»   Сергей Старостин и друзья

май ДОМЖУР

В рамках фестиваля современной русской музыки «Этносфера»

 Сергей Старостин                    певец, фольклорист,  знаток и собиратель традиционных инстументов, композитор, аранжировщик.

Окончил музыкальное училище и Московскую консерваторию по классу кларнета, на этом же инструменте играл в оркестре во время службы в армии.

С 1991 по 1998 гг. выпускал на канале “Россия” программу “Мировая деревня” о народной музыке.

На сегодняшний день - ключевая фигура в мире российской этнической музыки. Известный певец, фольклорист, знаток и собиратель традиционных инструментов.

Работал с норвежской вокалисткой Мари Бойне и выдающимся армянским дудукистом Дживаном Гаспаряном.

Участвовал в проектах Moscow Art Trio и “Волков-трио”, с тувинской группой “Хуун-Хуур-Ту”, болгарским хором “Ангелите”, выступал в составе ансамбля Инны Желанной и др. Участвовал в записи около сорока альбомов.

В 2002 году был номинирован на премию World Music-2003 от BBC.

В 2008 году номинирован на премию «Алхимия искусства» как этномузыкант

2008 г. Международным Благотворительным Фондом «Диалог культур – единый мир».

http://premia-alhimia.ru

Автор музыки и исполнитель в фильме “Свои” Д. Месхиева и мультфильме “Князь Владимир” Ю. Кулакова и Ю. Ботанина.

В этномузыкальных кругах Сергея Старостина ласково называют Дедом - наверное, из-за седой бороды. А еще - из-за неуемного интереса к старинным музыкальным инструментам. Год назад на фестивале “Саянское кольцо” Сергей Старостин убедительно продемонстрировал, что русский фолк не только интересен сам по себе, но и прекрасно созвучен с другими этническими культурами - будь это даже тувинское горловое пение. А на мастер-классе, где Сергей показывал русские народные инструменты, от любопытствующих не было отбоя!

Александр Сакуров                   композитор, аранжировщик, саксофоны, флейта.

Гениальный саксофонист из города Иваново. Играет на всех саксофонах  и флейте. Играет так, что понимаешь: настоящий музыкант, а тем более саксофонист, обязательно должен быть родом из провинции. Небывалый драйв, но не то чтобы веселый или грустный, а какой-то потусторонний.

На саксофоне начал играть в 1977 году. Играл в составах Виктора Мельникова и Юрия Маркина. В 1986 году организовал в Иванове джазовый ансамбль. Участвовал во многих международных и всероссийских фестивалях.

В 1989 году его композиция «Большой взрыв» вошла в альбом “Документ”, выпущенный английской фирмой “LEO Records” В этом альбоме так же представлена музыка А. Шилклопера , трио Г.Т.Ч.

Александр Сакуров играет с Игорем Иванушкиным, Сергеем Старостиным, Федором Андреевым, Павлом Чекмаковским, Аркадием Шилклопером и др.

Последняя работа – джазовая сюита “Космогония”, в нее входят пьесы «status quo», «Космогония», «Мартиролог», «Саксофилия», «Канун», «Вперед в прошлое»

Состав музыкантов – Александр Сакуров - саксофоны, флейта, Федор Андреев -     ударные, Павел Чекмаковский - соло-гитара, Игорь Иванушкин – контрабас, группа «Сарос»

 Павел Чекмаковский        соло-гитара, композитор, аранжировщик.

Виртуозный гитарист и импровизатор, участник многочисленных проектов в широком стилистическом диапазоне, Лидер «Джаз-квинтета Павла Чекмаковского». Павел Чекмаковский окончил Высший государственный музыкальный колледж им. Гнесиных, эстрадно-джазовый факультет (класс гитары, 1992). В 1990-1992 гг. работал в составе группы “Джаз-Бэнд Фонограф” п/у пианиста Сергея Жилина. В 1993 г. выступал на международных джаз-фестивалях в городах Канады: Оттава, Торонто, Кингстон, Перс. Сотрудничал с канадскими музыкантами Крисом Маккеном, (барабаны), гитаристом Брайном Катсом (последователем гитарной и композиторской школы Ральфа Таунера из группы Oregon), Сергеем Манукяном, Алексом Ростоцким и др.

Игорь Иванушкин            контрабас

Участник и лауреат многочисленных международных фестивалей, обладатель гран-при конкурса джазовых исполнителей в Бухаресте, лауреат Международного конкурса джазовых музыкантов в Брюсселе, лауреат Первого всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (город Ростов-на-Дону)

Игорь Иванушкин- участник  проекта Трио «Второе Приближение» (новый джаз, Москва),проектов Сергея Старостина, Гайворонскогою

«Этот проект не укладывается в рамки привычных понятий, вызывает споры, мощный интерес и сопереживание. Лидер трио - опытный композитор-импровизатор, пианист Андрей Разин, рядом с ним вокалистка, в прошлом участница цыганского дуэта “Ромэн”, Татьяна Комова и один из ведущих российских контрабасистов Игорь Иванушкин. В звуковой палитре трио элементы фольклора, современной академической музыки, музыкального театра. Выступления ансамбля органично вписываются как в джазовые фестивали, так и в форумы альтернативной музыки. Эти люди создают потрясающе интересную, сложную, увлекательную, богатую идеями и технически идеальную музыку.»

Мариан “Марио” Калдарару             перкуссия, этнические барабаны                Родился и учился музыке в Кишиневе. К барабанам интерес охватил в 12 лет, хотя до этого учился игре на фортепиано, так как был замечен, как обладающий особенными музыкальными и ритмическими способностями, преподавателями консерватории.  С тех пор барабаны вытеснили все другие классические инструменты. Первые инструменты  Марио делал сам, чем любит заниматься и до сих пор. Его уникальная ударная установка целиком ручной работы, изготовлена по уникальной технологии и это просто музыкальный космический корабль!!!

С 1998 года играет в Москве, в 2000 году вошел в состав трио «ТРИГОН» и концертировал с ним по всему миру. Марио  играл и гастролировал в составе группы “Тригон” во Франции, Новой Зеландии, Польше, Германии. Заслуга музыкантов арт-джаз-трио в том, что они сделали молдавский джаз достоянием мировой музыкальной культуры, начиная с первого диска,получившего гран-при во Франции.

«СД «Голос моей земли», впервые вышедший в Румынии в 2001 году, знакомит меломанов с той эпохой «Тригона», когда бас-гитаристом группы был Александр Мурзак, а барабанные палочки взял в руки  Мариан “Марио” Калдарару.
Штефанец – Мурзак – Марио, кажется, единственный состав «Тригона», который хорошо знали в российской столице.

Мариан -  участник многочисленных проектов, играл со Степанидой Борисовой, с группой «Земляничная поляна», трио “ЯРГА”, “Дробинска”, “Ши Мхор” и сейчас сотрудничает с коллективами “Рок-о- ко”,”Дядьки”,и конечно,”ПРОЩЕ ПРОСТОГО”(дуэт с Сергеем Старостиным)

Фантастический дуэт “Проще простого” объединяет русский фольклор и импровизационную свободу профессионалов Сергея Старостина и Мариана Калдарару. В представляемом проекте голос Сергея в органическом сочетании со звучанием духовых инструментов и этнической перкуссии создает стихию неизмеримого обаяния, глубины и силы.

Федор Андреев                     ударные, перкуссия.

Участвовал в записи диска Александра Осейчука и ансамбля джазовой музыки “Зеленая волна» “Sound & Vision”, Играет с Игорем Иванушкиным, Александром Сакуровым, Алексом Ростоцким. Участник  концертного исполнения джазовой сюиты « Космогония» в Иваново  и в Москве (ДОМЖУР)

Владимир Квачев                 банджо, гитара

одился в Москве в1952 году. Окончил музыкальную школу по классу классической гитары,  начав играть на аккордеоне( первые пять лет). Окончил Областное Музыкальное училище в Царицино эстрадно-джазовое  отделение по классу джазовой гитары (1-ый выпуск училища!). Работал в МосКонцерте, РосКонцерте, Ставропольской филармонии, в коллективах Кола Бельды, Маргариты Суворовой, Роксаны Бабаян, Вадима Мулермана и  в ВИА “Ребята с Арбата”.

3 года был директором ВИА “НАДЕЖДА” под руководством Михаила Плоткина.

С 1992 начал играть на банджо в “Mersedes-Jazz Band” Бориса Матвеева, “Patephone Jazz Band”, Капелла “Дикси”, “Moscow Ragtime Band”, ансамбле “Ветераны Джаза” и ансамбле солистов оркестра Олега Лундстрема.

С 1994 жил и работал в США. Член F.I.G.A.(Fretted Instrument Guild of America). Играл в Madison Banjo Band(Madison Wisconsin), “Dixieland Express” (Lancaster Pennsilvaniya), Amoskeag Strummers, Stone Street Strummers(New England), Mad Bavarians Brass Band(New Hampshire), Tailgatorz Jazz Band(Vermont).

Гастролировал и работал в Германии, Монголии, Венгрии, Америке, Канаде, Франции, Швейцарии, Сингапуре.

Последние несколько лет живет в Москве и  работает в различных музыкальных проектах.,  джазовом оркестре Лунгстрема,

Ансамбле «Ветераны джаза» и со своим «ДЖаСС-Ателье

Лидер джаз-бэнда “ДжаСС-Ателье”(”Jass-Atelier”).

******************************************************************************  В перспективе - (Весна - Лето 2008г) возможно проведение концертов и джазового фестиваля на открытых площадках фонда “Диалог Культур - Единый мир” (Русская усадьба “Ромашково” и  культурно-образовательного центр «Этномир» в Калужской обл.) Спортивный клуб «Кант» ( открытые площадки и клуб)*******************************************************************************

Приглашаем финансовых и информационных спонсоров (частных лиц и компании) для обеспечения высокого организационного, информационного и творческого уровня нового фестиваля

*Автор идеи, продюсер фестиваля «Мистерия Джаза» - Инна Дубровина

Дизайнер фестиваля Интернет,Видеосъемка, клипы - Светлана Маслова

Медиа-средства, видеосъемка, клипы - Евгений Соловьев

http://www.ru.youtube.com/dubrovina57 http://www.realmusic.ru/starostin_sakurov

http://ommo.ru

openworld07@yandex.ru

open-world@rambler.ru

89104614060,89153863862

Международный Благотворительный Фонд

«Диалог Культур – единый мир»

http://ethnomir.ru/ и http://premia-alhimia.ru/

Информационная поддержка:

Центральный Дом Журналистов (ДомЖур)

PR-директор: Маргарита Бакусова

kultura@domjour.ru , +7(915)212.40.99, +7(495)203.60.66,

http://jazz.ru

http://lenta.ru/

http://www.nestor.minsk.by/

http://www.kontramarka.ru/portal/ru/

http://parter.ru/

Телевидение “Регионы России”

Музыкальная Корпорация “NEW PROJECT RECORDS”

Продюсер творческих проектов корпорации “NP”: Виктор Зайцев,

+7(916)422.64.07,

rr_tv@mail.ru

http://FactVideo.ru

Эдуард Байков

7(909)669.33.07, club172005@yandex.ru.

Опубликовано в 3:15 Комментариев (0)