28.10.2010

«Вейсэ Jazz-2010»: финно-угорский зачин и фанк-рэп на стихи Пушкина

За девять лет существования «Вейсэ Jazz» в Саранске у нас уже выросло целое поколение ценителей этого музыкального искусства, не считая давних поклонников свинга, бибопа, фьюжн, мейнстрима и др. Так что два вечера в огромном зале Республиканского дворца культуры был аншлаг. Хотя фестиваль на сей раз пришёлся на разгар рабочей недели.

Тон IX международному фестивалю «Вейсэ Jazz-2010» на правах хозяина задал Биг-бэнд «Саранск», презентовавший небольшой «кусочек» из своей новой программы, основанной на этнической музыке финно-угорских народов. Впрочем, в фольклорном венке под дирижерским взмахом автора джаз-аранжировок, художественного руководителя биг-бэнда Александра Курина органично переплелись не только темы мордовской песни и карельского танца, но и старинной чувашской (а это, между прочим, уже тюркские мотивы) рекрутской баллады с остроумным вкраплением разухабистого французского канкана…

Дебютировавший в роли ведущего нашего саранского фестиваля заслуженный артист РФ Даниил Крамер (он, к слову, первый в России джазовый профессор Московской консерватории) не переставал восхищаться:

- Какое отличное название - «Вейсэ Jazz»! «Вейсэ» - значит, «все, вместе». Действительно, джаз при всей своей самобытности по-настоящему бесконечно интернационален и безгранично разнообразен в стилистическом, жанровом и т.д. отношении.

И фестивальная палитра «Вейсэ Jazz-2010» оказалась насыщена различными оттенками музыкальных красок.

Американские баллады и русский романс

Ветеран отечественного джаза народный артист России гитарист Алексей Кузнецов в квартете с Крамером, блиставшим фортепианными импровизациями, контрабасистом Сергеем Васильевым и уже знакомым саранской публике барабанщиком Давидом Ткебучава, «тряхнул» нестареющими хитами джазовой классики.

Чернокожая американская вокалистка Шарон Кларк заворожила зал своим обаянием и чувственными балладами под аккомпанемент квартета питерского пианиста Алексея Черемизова.

Анна Королёва, свободно владеющая стилистикой разных джазовых эпох, источала мощную энергетику солируя на своём «родном» альт-саксофоне и исполняя блюзовый вокал.

Ульяновский диксиленд «Академик бенд», между прочим, недавно отметивший своё 25-летие, позволил слушателям совершить весёлый экскурс в историю мирового джаза, вспомнив шлягеры Дюка Эллингтона и предложив собственное оригинальное прочтение популярного русского романса А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик».

Феликс Лахути прямо-таки загипнотизировал зрителей и своим эпатажным нарядом (персидскими шароварами в комплекте с разноцветными рэперскими башмаками, плюс по-хулигански вздернутым на макушке хвостиком - в придачу!), и каким-то нереальным звучанием своей пятиструнной электроскрипки. В его музыке переплелись мелодии разных народов, пение птиц, шелест листвы, горное эхо, шёпот морского прибоя, как и в самом музыканте, соединилась кровь древних персов, курдов, молдаван и др. Не прекращая своего исполнительского шаманства, он даже спустился в партер, позволив обалдевшим от счастья слушателям самим, коснувшись струн, поучаствовать в сотворении чудо-звука. А потом ещё выдал фрагмент из Пушкинского «Евгения Онегина», в фанковской стилистике и переводе на украинский: «Мой дядя самых честных правил…». Публика взорвалась от удовольствия.

А следом выпорхнувшая на сцену повзрослевшая и ещё больше похорошевшая, очаровательная Шурочка Шерлинг моментально влюбила в себя весь зал своей искренней эмоциональностью, ярким артистизмом в сочетании с безупречным, широкого диапазона вокалом.

Завершил фестиваль, как принято у джазменов, джемсейшн. Это, пояснил ведущий, «когда музыканты играют уже не для публики, а для собственного наслаждения». Вообще, «джемсейшн» буквально переводится как: «приятное времяпрепровождение». Впрочем, когда в финале все участники «Вейсэ Jazz-2010» вышли на сцену и с азартом импровизировали «для себя», публика наслаждалась ничуть не меньше артистов.

И Даниил Крамер, прощаясь с саранскими меломанами, уверенно пожелал:

- Да встречи в Саранске, на следующем, юбилейном, X фестивале «Вейсэ Jazz»!

Известия Мордовия

Опубликовано в 9:09 Comments Off

21.10.2010

В Тольятти приедет звезда мирового джаза Шарон Кларк

В пятницу, 22 октября, фестиваль “Тольяттинская музыкальная осень-2010″ в филармонии продолжит концерт звезды мирового джаза — певицы Шарон Кларк из США. В Тольятти Кларк приезжает впервые, отметили в филармонии. В программе ее выступления джаз и соул, а аккомпанировать певице будут Андрей Половко (саксофон), Ильдар Нафигов (ударные), Алексей Черемизов (фортепиано) и Владимир Кольцов-Крутов (контрабас).  Начало концерта — в 19.00.

Справка

Шарон Кларк — одна из лучших джазовых вокалисток США, обладательница сильного проникновенного голоса и уникального диапазона.

Ее музыкальная карьера началась очень рано. Девочка подбирала мелодии на слух и исполняла их для друзей и близких. После окончания колледжа она поступила в Berklee College of Music  – место учебы всех известных джазовых музыкантов мира.

Шарон Кларк получила Золотую медаль на музыкальном фестивале American Traditions Competition в Саванне, взяла первое место на вокальном конкурсе имени Билли Холлидей. Критики восторженно отмечают, что Шарон Кларк своим «прекрасным сочным голосом с небольшой хрипотцой» одинаково искусно поет и джаз, и блюз, и соул, и религиозную музыку госпел.

TLT.ru

Опубликовано в 3:15 Comments Off

12.10.2010

Джазовая музыка Вагифа Мустафа-заде прозвучала в Таллинне через 40 лет

Азербайджанскому музыканту Вагифу Мустафа-заде (1940-1979) в этом году исполнилось бы 70 лет. В 1966-67 годах он был лауретом джазовых фестивалей в Таллинне.

Ежегодно Ассоциация Тюркских и Кавказских Народов Европы (TKREA), созданная в Эстонии, проводит вечера, посвященные памяти выдающихся деятелей культуры. Этот год в истории азербайджанской музыки отмечен памятью о талантливом пианисте и композиторе Вагифе Мустафа-заде.

В библиотеке Академии наук ЭР гостей встречали президент TKREA Ягуб Ягубов и председатель Азербайджанского культурного центра в Эстонии Ниязи Гаджиев.

Музыкальная биография талантливого пианиста и композитора связана с Баку и Тбилиси, многими другими городами, где он выступал с концертами и участвовал в конкурсах. А в 1966-1967 годах с успехом играл на конкурсах джаза в Таллинне. Об этой и других примечательных вехах в творчестве Вагифа рассказал участникам вечера востоковед Артур Ласт.

Больное сердце не позволило музыканту и композитору порадовать любителей музыки его новыми исполнениями и сочинениями. Но и за сравнительно короткое время было выпущено несколько пластинок, создано им несколько ансамблей.

В год своей смерти Вагиф стал победителем на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако. Это была его самая высокая международная вершина. Так он оказался в ряду выдающихся азербайджанских музыкантов, известных во всем музыкальном мире.

Можно лишь сожалеть, что музыка в его исполнении не звучит на ежегодных джазовых фестивалях в Таллинне, куда съезжаются лучшие исполнители из разных стран. Критики отмечают, что благодаря творчеству Вагифа Мустафа-заде появился феномен “Азербайджанский джаз”.

Его музыка прозвучала в Таллинне через 40 с лишним лет. О прошлом, настоящем и будущем.

ERR

Опубликовано в 10:10 Comments Off

06.10.2010

“Джаз Василия Аксенова” прозвучит в Москве в память о писателе

Концерт “Джаз Василия Аксенова”, посвященный памяти известного российского писателя, соберет его друзей-музыкантов и литераторов на сцене Дворца на Яузе в четверг, рассказал автор и ведущий вечера, музыкальный критик Владимир Каушанский.

“Сама идея этого концерта родилась год тому назад - после 6 июля прошлого года, когда на Москву обрушилось известие о том, что ушел Василий Павлович. Тогда и было решено вспомнить его любимой музыкой, которой он был предан еще со студенческих лет”, - рассказал Каушанский.

По его словам, “эта идея могла воплотиться только в единственном исполнении - чтобы “Джаз Василия Аксенова” играли музыканты, с которыми он дружил в 60-х, которых любил и с кем тусовался в кафе “Молодежное”, “Аэлита”, “Юность”, “Печора”.

Среди них Ансамбль солистов оркестра им. Олега Лундстрема, который, по словам Каушанского, “стал первой джазовой любовью молодого Аксенова”, а также Алексей Козлов и его “Новый Арсенал”, ансамбль Bril Family Игоря Бриля, Герман Лукьянов, Алексей Кузнецов, Владимир Данилин, Игорь Кантюков, Виктор Подкорытов, Александр Гореткин и Светлана Рубинина.

“Имена этих музыкантов, как жемчуга, рассыпаны по аксеновским романам, повестям, рассказам. Конечно, иных уж нет, но те, кто сегодня способен выйти на сцену, сыграют на этом вечере. Все они откликнулись с огромным энтузиазмом. Каждый из них выйдет на сцену после цитаты о нем из творчества Василия Аксенова”, - рассказал критик.

Для Аксенова джаз был любимым музыкальным жанром, в котором он прекрасно разбирался и писал о нем. Многие страницы его книг, таких как “Редкоземельные элементы”, “Кесарево свечение”, “Золотая наша железка”, посвящены джазовым музыкантам. А к вышедшему в 2006 году роману “Редкие земли” писатель даже приложил диск с любимыми джазовыми стандартами.

“На концерте прозвучат как раз многие произведения с этого диска. Будут американские стандарты Эллингтона, Гершвина, Портера и других - то, что звучало на клубных площадках в 60-х и представляет собой золотое сечение джаза”, - отметил автор вечера.

Также на концерте своего друга вспомнят Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Аркадий Арканов, Александр Кабаков, Виктор Славкин, Евгений Попов и Эммануил Виторган, сыгравший в фильме “Пока безумствует мечта” по сценарию Аксенова.

“Что касается друзей-писателей, то они будут выходить на сцену тоже в роли артистов, поэтому это будет концерт нон-стопом - не будет резкой градации между музыкой и словесным действом”, - сказал Каушанский.

Он подчеркнула, что “само построение сюжета концерта состоит в том, что не будет на нем плача Ярославны”.

“Аксенов этого и сам бы не принял. Аура будет иная - как будто в зале сидит сам Василий Аксенов, прищелкивает пальчиками, притопывает в ритм ножкой - так, как это было всегда, когда он присутствовал на концертах”, - поделился собеседник агентства.

Достойным финалом этого литературно-джазового праздника станет дружеский джем-сейшн под легендарную пьесу Take the ‘A’ Train Эллингтона и Стрэйхорна.

“Думаю, зрители будут довольны и, находясь в этой замечательной атмосфере 60-х и общаясь с друзьями Василия Павловича, получат очень мощный теплый и добрый душевный заряд. А, главным образом, для этого, собственно, и состоится “Джаз Василия Аксенова”, - заключил Каушанский.

Концерт “Джаз Василия Аксенова” откроет новый сезон Дворца на Яузе.

РИА Новости

Опубликовано в 8:08 Comments Off