Узнать про инсектицид все сможете Вы тут.

01.09.2008

Жанровая классификация джаза

На протяжении всей истории джазовой музыки не прекращались споры о «подлинном» джазе. Споры эти принимали особенно бурный, ожесточенный характер в кризисные периоды джазовой истории — периоды смены стилей и направлений.

Необходимость осмысления эстетических особенностей джазовой музыки, определения основных признаков джазовой художественной системы, нахождения критериев музыкальной классификации джаза стала особенно настоятельной в эпоху свободного джаза, когда в его музыку были введены новые художественные элементы, а некоторые традиционные для джаза нормы стали вытесняться, изменяться или даже полностью редуцироваться.

Актуальность поиска подлинно научного определения понятия «джаз» вызвана еще и значительным влиянием современного джаза на европейскую музыку, а также определенными внутренними художественными сдвигами в ее собственной эстетической системе, сближающими новейшие формы этой музыки с современным джазом.

Бесспорно: джаз не является специфической музыкальной культурой (подобно индийской или арабской). Но джаз, несомненно, обладает значительной художественной спецификой, эстетической оригинальностью. Возникнув как гибридное (в основном евро-африканское) музыкальное искусство, неизменно сохраняя африканские художественные элементы, джаз эволюционировал в основном под влиянием (и в рамках) европейской музыкальной культуры. Поэтому о джазе с полным на то основанием можно говорить как о неотъемлемой части современной европейской культуры.

Все попытки определения понятия «джаз» за последнюю четверть 20 века — с тех пор как джаз стал привлекать серьезных исследователей — сводились к неизменной констатации наличия в нем не только специфических особенностей формы, структуры или музыкальных приемов, но и неких внемузыкальных, нефиксируемых нотацей элементов.

Трудность нахождения джазовой дефиниции вызвана решающим влиянием на «джазообразование» особенностей эстетического поведения музыканта-импровизатора, реализующегося в значительной степени как некое интуитивно постигаемое спонтанное действие.

К примеру, одна из первых попыток сформулировать суть джазового феномена, сделанная Маршаллом Стернсом (1956), сводилась, в частности, к определению джаза как «полуимпровизационной американской музыки, отличающейся непосредственностью коммуникации, экспрессивными характеристиками свободного использования человеческого голоса и сложным, плавнотекущим ритмом…».

Другой исследователь джаза, Иоахим Берендт, говоря об отличиях джаза от европейской музыки (1976), указывает на три основных: связанную с импровизацией спонтанность музыкального продуцирования, свинг и отражающие индивидуальность исполнителя звучания и манеру фразировки.

Издатель журнала «Даун бит» Чарлз Сьюбер предлагает следующие критерии для опознания джаза: (1) импровизация, (2) ощущение динамичности метроритма и «джазовая» фразировка, (3) индивидуальная интерпретация и экспрессивность.

Таким образом, все три исследователя, попытавшиеся дать определение понятия «джаз», выделяют в качестве наиболее характерных нефиксируемые нотацией и не постигаемые дискурсивно элементы его художественной системы.

Но если джаз не представляет собой автономной музыкальной культуры, то все же к какой форме социально-эстетического бытования можно его отнести? Что это: род, вид, жанр европейского музыкального искусства? И по какому признаку характеризовать его жанровую специфику: форма, идейно-содержательные особенности, способ исполнения?

Современное представление о жанре утратило ригоризм традиционных определений. Смешанные, «нечистые» жанры — знамение времени (трагикомедия, «третье течение», рок-опера и т. п.). Само понятие «жанр» стало условием и ныне определяется или внешними признаками (общность структуры), или внутренними (тема, настроение), или местом исполнения (филармония, мюзик-холл, ресторан, клуб, дансинг). Говорят о легком, серьезном, салонном жанре.

Жанром именуются и отрасль музыки (опера, симфония), и разновидность отрасли (опера-буффа, симфониетта). Слово «жанровое» нередко также служит синонимом понятия «бытовое». В принципе большую часть традиционного джаза можно отнести к разновидности бытового музыкального жанра.

Но существует не только жанрово смешанная, но и жанрово неопределенная музыка. Многие пьесы нового джаза обладают именно такой жанровой неявностью, а иногда наличие одного-двух жанровых признаков служит основанием для их отнесения к джазовой музыке.

Учитывая те особенности джазовой специфики, на которые как на основные справедливо указывают его исследователи, в основу жанровой классификации джаза должен быть положен характер творчества. Джаз — это, прежде всего, разновидность импровизированной музыки (существуют, правда, джазовые произведения, в которых роль импровизации незначительна).

И хотя со временем изменилось и понимание джаза, и его эстетические признаки, главное его отличие от всех других видов художественного творчества заключается все же в спонтанном (или полуимпровизированном) музицировании, тесно связанном с личностной экспрессивностью и специфически джазовым типом мышления, выразившемся в особенностях его фразировки (музыкальной речи).

Все исследователи джаза говорят о так называемой «джазовой фразировке», не уточняя, впрочем, в чем сущность этой «джазовости». Если роль импровизации и личностной экспрессивности в джазе не требует особых разъяснений, то характер джазовой фразы все еще довольно загадочен.

Несомненна ее зависимость от импровизации, очевидно также, что природа ее носит ярко выраженный антропоцентристский характер, т.е. обусловлена не столько особенностями абстрактных правил звуковой и инструментальной техники, сколько характером человеческих биологических, психических и речевых стереотипов.

Джазовая фразировка обладает специфическими ритмическими, фоническими и мелодическими характеристиками (независимо от того, идет ли речь о соединении ряда мотивов или о слитной фразе).

Ритмически джазовая фраза (как часть спонтанного, импровизируемого предложения или периода) необычайно тесно связана с биоритмами, ритмическими импульсами и акцентуацией человеческой речи. Фонически джазовая фраза чрезвычайно вокализована — в большей степени близка тембральным особенностям человеческого голоса, чем фраза европейской академической музыки.

Мелодически она более вербализована, чем фраза мелодической напевной музыки европейской традиции (также близкой лирическому речевому высказыванию), теснее связана с интервалами речевого интонирования, скачками речевого потока.

Эти особенности джазовой фразировки восходят к особенностям вокального и инструментального интонирования в музыке афро-американского фольклора, ее тембральной и мелодической своеобычности.

Проблема жанровой классификации джаза стала актуальной лишь с появлением свободного джаза. Старые стили и направления джаза обладали ярко выраженными эстетическими и структурными признаками — их жанровая классификация и структурное описание не составляли проблемы. Импровизация, свинг, определенный метроритм, специфическое звукоизвлечение — вот основные (по существу инвариантные) элементы старого джаза.

Проблема возникла в результате перехода джаза от относительно жесткой эстетической нормативности к «открытой» форме. Сама эта проблема обычно выступает в виде попытки поставить под сомнение джазовый характер музыки нового джаза и отождествить ее с европейской академической музыкой.

Аргументация в таких случаях у разного типа слушателей носит несхожий и противоречивый характер, в зависимости от того, идет ли речь о слушателях старого джаза или о неджазовой аудитории, не обладающей джазовой апперцепцией. Оба эти случая заслуживают раздельного рассмотрения.

Опубликовано в 10:10

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.