24.09.2011

Одессу заполонил джаз. Россия, Франция, Америка красиво импровизируют

Хороший джаз-фест начинается не в зале, а хотя бы на подступах к нему, так и происходило на открытии Одесского Джазового фестиваля, который проходит в нашем городе с 23 по 25 сентября. ТАЙМЕР насладился спонтанными импровизациями.

Международный фестиваль Odessa JazzFest-2011 перед тем, как начать первую концертную программу в зале украинского музыкально-драматического театра, предложил послушать Приднестровский диксиленд прямо на ступеньках театрального крыльца. Прохожие пританцовывали, а заодно озадачивались идеей приобрести билеты на концерт.

Конечно же, «на сладкое» устроители оставили квартет Абрахама Бертона (США), ведь так, как исполняют джаз чернокожие музыканты, белому человеку никогда не сыграть, с этим нужно просто смириться и совершенствовать свое мастерство наряду с джазовым мышлением…

«Сегодня Одесса открывает новую страницу своей джазовой жизни, - произнесла со сцены ведущая концерта, музыковед Елена Шевченко. – И даже новую главу!».

«Джаз доказал, что он равный среди великих, - добавил президент фестиваля, известный джазовый композитор и пианист Юрий Кузнецов. – Прошел путь гонений, запретов, уж очень он свободолюбивый. Времена меняются, джаз постепенно занял то высокое место, которое он должен занимать. Впервые в моей практике джазовый фестиваль проходит под патронатом губернатора! Администрация и джаз уже не противостоят, как это было много лет назад, а работают на общее благо. Джаз – он и грустный, и озорной, и глуповатый, и мудрый, и вечный…».

Концерт открылся двухчасовым выступлением (ну явный перебор, конечно, по времени, многие слушатели вынуждены были, не дождавшись конца американской программы, бежать на последние маршрутки) Сергиево-Посадского муниципального оркестра (Россия) под управлением Вячеслава Кадерского. Добротный, солидный биг-бенд, профессиональные солисты, Гершвин и Чик Кореа в репертуаре, очаровательная вокалистка Светлана Артемьева (Елена Шевченко напомнила слова легендарного Бенни Гудмена о том, что успех оркестра не в последнюю очередь зависит от певицы с тонкой талией), а чего-то все же не хватило…

Зато молодых французских джазменов в составе Fabien Mary Trio, кажется, можно было бы слушать и 2 часа, и гораздо больше – тонкое. Изысканное переосмысление тем Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера, кристальной чистоты техника и звучание трубы в руках Фабьена Мари, филигранные унисоны и переклички трубача с гитаристом Юго Липпи, интеллигентное, тактичное сосуществование с ними контрабасиста Фабьена Маркоза – вот такую джазовую Францию приятно открывать. Для музыкантов нынешний визит в Украину – первый, и когда Фабьен Мари со сцены заявил, что наш город особенный, публика чуткая, не было оснований заподозрить, будто он лукавит.

Завершился первый фестивальный день ожидаемым «десертом» - выступлением квартета Абрахама Бертона. Подумать только, саксофонист Бертон начинал свою творческую карьеру с чтения рэпа, а сейчас играет музыку, прозванную критиками «exquisite jazz» (изящный джаз). Вместе с ударником Эриком Макферсоном, басистом Дезроном Дагласом и пианистом Дэвидом Брайантом он длит свои авторские композиции по полчаса каждая, проявляя истинно джазовое мышление, и за полетом мысли музыкантов чрезвычайно интересно следить!

Порой даже хотелось воскликнуть, словно в каком-нибудь гарлемском джаз-клубе 30-х годов прошлого века: «Play it until 2090!», впрочем, тогда предлагали играть до 1990-го, и это казалось таким далеким, несбыточным временем, а для нас это уже история, мы настроены слушать до 2090-го, джаз поистине вечен!

Напоминаем, что американцы выступят также сегодня, в 20.00, на клубном концерте для особых ценителей джаза в ресторане «Jazzy Buzzy», постепенно к ним подключатся одесские музыканты, да и все желающие принять участие в совместной импровизации. Концертные вечера в украинском театре продолжат Jazztett Бернара Струбера (Франция) с джазовыми обработками произведений Фрэнка Заппы, трио Артура Дуткевича (Польша) представит программу «Hendrix Piano» (импровизации на темы композиций Джимми Хендрикса), виртуозы из Бразилии (дуэт Руди Бергера) и Японии (Yuko Okamoto Quartet), трио Райнера Витцеля из Дюссельдорфа, трио Алексея Петухова из Одессы.

Судя по тому, какой интерес вызывает фестиваль, в частности, у фотохудожников, можно ожидать в скором будущем появления новых выставок наподобие джазовой фотовыставки Сергея Гевелюка и Елены Ивановой, которая в рамках феста работает в арт-центре «Маркоff» (Троицкая, 7). Ведь джаз – это, во-первых, красиво!

Таймер

Опубликовано в 5:17

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.