01.11.2007

Биография Олега Лундстрема

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, руководитель старейшего в мире джазового оркестра

1916. 2 апреля в г. Чите (Забайкалье) в семье Леонида Францевича Лундстрема (преподавателя Читинской гимназии) и его жены Галины Петровны родился сын Олег, а годом позже - второй сын Игорь.

1921. Семья по документам марионеточной Дальневосточной Республики переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца пригласили на работу на КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу, находившуюся в концессии у России), сначала преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского Политехнического института.

1932. Олег окончил коммерческое училище и поступил в Политехнический институт, а параллельно в музтехникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году. Начало 30-х годов - поголовное увлечение новым танцем - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время за пределами США и Европы оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась “Дорогой старый юг” (Dear Old Southland). Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее. Такое же впечатление она произвела и на его друзей, молодых музыкантов, начавших уже приобщаться к джазу. Таким же образом напали на след Луи Армстронга, и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.

1934. Однажды молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали ( путем голосования ) Олега Лундстрема. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был состав оркестра Олега Лундстрема тогда.

1935. Год завоевания популярности в Харбине. Оркестр играл на балах, вечерах и выступал по местному радио.

1936. Оркестр переезжает в город Шанхай ( Китай ) - огромный международный портовый центр. Здесь начинается его профессиональная деятельность. Первое место работы - отель “Янцзы”, затем в популярном в городе болл-руме (танцзале) “Мажестик”. Большой успех ! Появляется известность в городе. В 1937 и в 1940 оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В оркестре уже 11 человек.

У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: “Песня о капитане” И. Дунаевского, “Чужие города” А.Вертинского, “Катюша” М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. Вершина популярности - выступление в самом престижном боллруме “Парамаунт”. В оркестре уже 14 человек, Олег - дирижер. А такие импровизаторы, как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема “Королем джаза Дальнего Востока”.

1941. Война! Олег поступает во французский Высший Технический Центр и оканчивает его в 1944 году как инженер-архитектор. Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах “Лайсеум”, “Карлтон” и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре “Лайсеум”, посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение “Интерлюдия”, используя интонации Рахманинова. Позже - пьесу “Мираж” на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз. Возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Встает вопрос о переезде в СССР - ведь все участники оркестра советские граждане. Работники совзагранорганов мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности.

1947. Оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Музыканты хотели получить образование. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС “Об опере Вано Мурадели “Великая Дружба”" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров.

Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года , вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая на местной почве ( Казань и окрестности) разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских песен, как в вокальных , так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.

Так прошли года учебы, и в 1953 году Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции (профессор А.С.Леман) и факультативно - по симфоническому дирижированию (профессор И.Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и с помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын.

1956. 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО ( позже Росконцерта ) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Совместно со студией “Мелодия” помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Кроме того, на этом поприще трудились и сам Олег Лундстрем, и Николай Панов. Оркестр Олега Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: “Таллин-67″,” Джаз Джембори 72″ в Варшаве, “Прага-78″ и “Прага-86″, “София-86″, “Джаз в Дюктауне-88″ в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), “Гренобль-90″ во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов “Иматра-92″ в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998), ряд международных фестивалей на территории бывшего СССР.

В 1994 г. отмечалось 60-летие оркестра, в связи с чем он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр (оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже). В ноябре 1998 г. оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Оркестр Олега Лундстрема - настоящая кузница джазовых кадров. Через оркестр прошли известные музыканты: Георгий Гаранян, А.Зубов, Станислав Григорьев, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Виктор “Арзу” Гуссейнов, Александр Фишер, Константин Бахолдин, А.Шабашов, Вячеслав Назаров, Николай Капустин, Вагиф Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский, Николай Панов, Валерий Киселев и многие другие, а также вокалисты Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Дмитрий Ромашков, Валерий Ободзинский и др.

Сейчас ведущими солистами являются: Юрий Парфенов (труба), Иван Волков (баритон-, тенор-, сопрано-саксофоны, кларнет), Михаил Окунь (фортепиано), Игорь Золотухин (гитара), Иван Юрченко, Владимир Журкин (оба - барабаны). Из музыкантов первого состава 1934 г. в строю остался лишь сам Олег Лундстрем - последний, кроме него, ветеран, дирижер и звукорежиссер (в первом составе - трубач), заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков скончался весной 1997 г. В составе оркестра конца 90-х работает много молодых музыкантов, которых джазовые критики называют надеждой отечественного джаза - достаточно назвать 15-летнего чудо-саксофониста Дмитрия Мосьпана и 19-летнего трубача Виталия Головнева.

Кредо оркестра: глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны. Олег Леонидович Лундстрем в 1973 г. был удостоен звания “Заслуженный артист РСФСР”, в 1984 г. - “Народный артист РСФСР”, в 1993 г. - почетной степени Доктора наук Международной академии Сан-Марино. В 1998 г. он стал лауреатом Государственной премии РФ. В этом же году Американская Библиографическая ассоциация назвала его “Человеком года”.

Олег Леонидович ушел от нас в ночь на 14 октября 2005 г.

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 5:17

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.