04.11.2007

Воспоминания Олега Лундстрема

- Олег Леонидович, а как вы стали композитором?

- Могу сказать, что, несмотря на то, что я являюсь членом союза композиторов, у нас в России меня композитором меня мало кто считает, - говорит со смехом Олег Лундстрем.

- То есть у музыкальных критиков вы не в почете?

- Нет, композитором они меня не признавали, да и сейчас вряд ли считают. Они всегда говорили про меня на американский манер, что я “лидер” биг-бенда и только.

- Удивительно. Но все же, несмотря на мнение “официальных лиц”, мне хочется поговорить с вами именно о вашей композиторской работе. Как вы написали свое первое произведение?

- Это было давно… Сразу после окончания войны мне позвонили из мэрии Шанхая и пригласили наш оркестр выступить на концерте, посвященном окончанию войны. Я страшно обрадовался, повесил трубку, но тут же задумался, а что мы будем играть? Мы были членами “Советского клуба в Шанхае”, считали себя представителями СССР, страны, которая победила в такой войне, как же можно было играть американскую музыку?

В то время я брал уроки функциональной гармонии у мистера Френкеля, который был беженцем из фашисткой Германии. Он окончил Берлинскую консерваторию, был композитором, чью музыку, кстати говоря, исполняли и даже издавали ноты. Но, когда к власти пришел Гитлер, оказалось, что у него в десятом колене течет еврейская кровь, о чем он и сам не знал, и ему пришлось эмигрировать.

Так вот, у этого музыканта я брал уроки композиции, т.е. какую-то начальную подготовку уже имел. За основу композиции я решил взять произведение Рахманинова. И через два дня написал набросок “Интерлюдии”. Конечно, первый человек, которому я понес свой опус, был мистер Френкель. Он очень одобрил мою работу и посоветовал мне обязательно учиться дальше, т.е. поступать в консерваторию.

Когда наступил день концерта, я страшно волновался. Могу только сказать, что никогда больше я не испытывал такого волнения, как в этот день. Никогда больше, поверьте! После окончания исполнения “Интерлюдии” зал просто молчал. Мы с ужасом решили, что это полнейший провал, но через какое-то время раздался шквал аплодисментов и крики: “Стен Кентон”! Я не понимал, что это значит. После концерта к нам за кулисы пришел американец, который был проездом в Шанхае, он возвращался домой после демобилизации. Оказалось, что это и был музыкант, который работал со Стеном Кентоном. Он спросил: “Кто написал эту вещь?”. Ребята показали на меня, после чего мы познакомились. Он был страшно удивлен, что я ничего не знал о работах Стена Кентона. Конечно, это имело свои причины, ведь японцы отобрали все приемники, слушать американское радио было невозможно и очень опасно.

- И как он оценил вашу работу композитора?

- Ему понравилось и он сказал замечательную фразу о том, что “идеи витают в воздухе, только не все их “хватают”!

- Да, удивительная встреча. Значит, вы получили еще одно благословение для того, что бы заниматься творчеством?

- Да, пожалуй..

- А что вы еще исполняли в тот вечер?

- Еще мы играли “Катюшу”, “Шаланды, полные кефали”. Алексей Афанасьевич Котяков пел на русском языке. Иностранцы называли эту песню “шоу бот”.

- А какая была публика на концерте?

- Это были представители разных концессий в Шанхае, т.е самая разнообразная публика. И американцы, и китайцы, французы и немцы. Можно сказать, что международная.

- То есть получается, что российский джаз, про который до недавнего времени многие весьма известные господа говорили, что его нет, на самом деле впервые уже тогда, в “Ляйсеум театре” получил международное признание?

- Конечно. Я хочу сказать, что в многочисленных гастрольных турах мы часто исполняем именно российскую музыку, и публика всегда очень тепло это принимала, если не сказать больше.

- Стоит вспомнить ваш тур по Франции, где солисткой была Светлана Рубинина. Она пела на русском языке именно песни российских композиторов, в том числе замечательное произведение Юрия Саульского “Зеркало”.

- Да, и надо сказать, что именно это и ценит зарубежный зритель, то, что называется “своим лицом”.

- Значит, можно сказать, что российские музыканты имеют право и должны играть по-своему?

- Конечно! А когда музыканты пытаются копировать кого-то, пусть это будут лучшие музыканты, то публике становится неинтересно.

http://www.lundstrem-jazz.ru

Опубликовано в 4:16

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.