15.04.2008

Бенни Гудмен

История джаза не знает ни одного музыканта, чье имя стало синонимом кларнетиста. На миллионах фотографиях, афиш, грампластинок, кассет, дисков и даже дружеских шаржах он всегда изображен со своим знаменитым кларнетом. Почтовое ведомство США несколько лет назад выпустило серию марок, посвященным выдающимся музыкантам Америки. Бенни Гудмен и там изображен со своим кларнетом. Этот знаменитый джазмен был идолом не только своего поколения. Редко кто из самых известнейших музыкантов США удостоился общенационального признания в 25 лет. Никто не возьмется подсчитать количество статей, книг, восторженных рецензий, кинофильмов, посвященных этому выдающемуся музыкальному исполнителю ХХ века. Он известен не только, как джазмен, но и как непревзойденный исполнитель классической музыки, а также своим музыкальным долголетием. Начав выступать в 12 лет, он продолжал исполнительскую деятельность, и когда ему исполнилось 75.

В Чикаго на улице Франциско сохранился тот вполне обычный дом, где 30 мая 1909 года в семье эмигрантов из Российской империи родился Бенни (Бенджамен, Давид) Гудмен. Его детство прошло на улицах того же самого “гетто”, что и у Артура Гольдберга, Хаймена Риковера и многих других детей нищих эмигрантов из Российской империи, которые принесли своей новой родине мировую известность. С самого раннего детства Бенни познал, что такое фунт лиха. Отец его эмигрировал из Варшавы-столицы тогдашнего Царства Польского, входившего в состав России. В 80-х годах ХIХ века он обосновывается в Бостоне и там знакомится с Дорой Гризинской такой же бедной эмигранткой из губернского города Ковно. Вскоре они создают семью, один за другим пошли дети, а когда их стало трое, и заработок главы семейства не мог обеспечить даже элементарного существования, Гудмены перебираются в Чикаго. За четверть века эта семья дала Америке 12 ее новых граждан. Всех их надо было кормить, одевать, учить и все это на заработок в 20 долларов в неделю. В своей автобиографической книге, которая вышла в 1939 году, Бенни Гудмен вспоминал: “Я хорошо помню время, когда мы жили в подвале без отопления и, зачастую, в доме совершенно не было, что есть “. Далее он поясняет, что речь идет не о каких-либо деликатесах, а просто отсутствовала какая-либо еда. В долгие, холодные зимние вечера Дора собирала детей и рассказывала им о своем детстве в далеком Мариамполе - предместье Ковно, населенном бедными еврейскими ремесленниками. Укрыв детей, чем возможно она успокаивала их. Разве это морозы в Чикаго. Вот в России это да. Замерзали и Неман, и Вилия, и голодные волки из прилегающих лесов выли буквально под окнами их дома. Так у Бенни зародилась мечта - обязательно увидеть родину своей мамы, но осуществить ее он смог тогда, когда получил мировую известность.

Дети Гудменов учились в школе и использовали малейшую возможность подработать. В школу ходило сразу трое братьев, и горе было тому, кто осмеливался хоть пальцем тронуть кого-нибудь из них. Рискнувший получал такую трепку, что навсегда оставалась в памяти у остальных. Отец работал от темна до темна и без всяких отпусков. Только в один из своих выходных дней в воскресенье он любил взять детей и отравиться на концерт, которые летом давались и даются до сих пор бесплатно в Грэнд парке Чикаго. И вот в одну из таких вылазок Гудмены узнают, что одна из синагог Чикаго намеревается в недалеком будущем создать собственный оркестр. Его участники получат красивую униформу с блестящими золотыми пуговицами, но для этого надо было научиться играть. Синагога же давала желающим в аренду музыкальные инструменты всего за 25 центов в неделю. Еле дождавшись утра, братья побежали в эту синагогу. Самый рослый и старший Гарри выбрал для учебы трубу. Фредди одиннадцати лет тоже выбрал трубу, но меньших размеров, а десятилетний Бенни попросил что-нибудь полегче, и ему предложили кларнет. Это впоследствии его кларнет назовут “золотым”, кларнетом номер один мира и другими не менее почетными титулами, а пока Бенни стал брать уроки музыки у Франца Шоеппа, солиста известного симфонического оркестра Чикаго. Сам прекрасный исполнитель Шоепп быстро обратил внимание на талант, а главное, на трудолюбие и упорство своего самого юного ученика. Он же устроил Бенни первые выступления в оркестре одного из театров Чикаго, а затем в оркестре, который услаждал отдыхающих во время их пароходных прогулок по озеру Мичиган. Так в возрасте 12 лет Бенни Гудмен становится профессиональным музыкантом. Одевали его так, как было приято для детей такого возраста - короткие штанишки, пиджачок, рубашка с галстуком. За свое первое выступление Бенни получает пять долларов.

С какой гордостью он вручил их маме. Ведь за один вечер он заработал больше, чем его отец за десять часов изнурительного труда на швейной фабрике. Но таких вечеров было немного - один, в лучшем случае, два раза в неделю, а пока надо было оканчивать и обычную школу. Хотя теперь его интересовала музыка и только музыка, школу он окончил. Короток оказался путь к признанию у этого “мальчика в коротких штанишках” - так прозвали Бенни в Чикаго любители музыки. Вскоре его приглашают на работу в профессиональный оркестр. Бенни уже подрос и короткие штанишки не годились. Надо было приобретать концертный фрак. Старшая сестра Бенни работала бухгалтером в одном из магазинов готового платья и взялась помочь брату. Перемеряли все фраки их магазина, обошли многие магазины Чикаго, но и там ничего не нашли. Пришлось заказывать фрак у дорогого портного. Дешевые фраков не шили.

Чикаго не зря считается столицей джаза. Здесь много его знатоков и истинных ценителей. И по сей день каждый год летом в Грэнд парке Чикаго в определенный период устраиваются фестивали джазовой музыки - классической и современной, на которые слетаются лучшие оркестры и несмотря на жаркое чикагское лето, сотни тысяч жителей города и многочисленные туристы наслаждаются звуками прекрасной музыки. Но вернемся в начало ХХ века.

Любители джаза очень скоро обратили внимание на исполнительское мастерство юного кларнетиста. Сольные выступления юного Бенни привлекали огромное количество публики, что не могло пройти незамеченными. И его приглашают в известный в Америке Калифорнийский оркестр. Так в возрасте 16 лет Бенни впервые покидает отчий дом. Один оркестр сменяется другим. Бенни играет почти со всеми известными джазменами страны. Его популярность и известность растут.

В 1933 году Бенни Гудмен знакомится с Джоном Хаммондом. Этот известный в США критик и знаток джазовой музыки сыграл ключевую роль в развитии современного американского джаза. Хаммонд давно уже следил за все возрастающим мастерством талантливого кларнетиста и решил, что Бенни уже пора выходить на самостоятельную дорогу. Он помог Бенни создать группу известных американских исполнителей для записи музыки на грампластинки. Он же свел группу Бенни с руководством фирмы Коламбус Рекордс, которые сразу сообразили, что эти ребята принесут фирме не только славу, но и весьма приличную прибыль. Через год с помощью Хаммонда Бенни Гудмен создает свой собственный оркестр, который стал играть в одном из театров Нью-Йорка. Слава оркестра росла, как говорится, не по дням, а по часам. Оркестр приглашают на радиостанцию ЭнБиСи для игры в вечернем шоу “Давайте танцевать”. Известность оркестра Гудмена выросла настолько, что их приглашают совершить тур по всей стране и в Лос-Анджелесе происходит интересное событие. Оркестр, как обычно, играл в большом танцевальном зале и оркестранты заметили, что люди перестали танцевать, собрались у эстрады и внимательно следили за их игрой. Как только они закончили играть, раздались бурные аплодисменты и настоятельные просьбы повторить игру, и никто уже больше не танцевал, а с упоением слушали. Удивленные музыканты выдали все, на что были способны, а уж после сольного выступления Бенни публика впала в неописуемый экстаз. Так родилось новое направление американского джаза - свинг, характерное виртуозным исполнением, движением музыкантов по сцене и своеобразной интерпретацией известных джазовых мотивов. Свинг давал исполнителям широкое поле деятельности для импровизации, и это направление преобладало в джазе примерно десять лет.

В 1935 году Бенни дает первое представление своего оркестра в родном Чикаго. Любители джаза были просто потрясены, а после выступления свингового трио, в которое входили Бенни, и впервые совместно с белыми музыкантами играл выдающийся черный джазмен Тедди Вильсон, критики не смогли найти подходящих эпитетов, и назвали их исполнение “бурей в джазе”.

А в марте 1937 года состоялась коронация короля свинга Бенни Гудмена. Был обычный плановый концерт в зале Пенсильвания отеля. Но как только оркестр исполнил знаменитый “Караван”, публика взревела от восторга, тут же были организованы два концерта подряд в театре Парамаунт, которые посетили 21 тысяча человек, а Бенни Гудмен был единогласно признан королем свинга.

Но даже тогда, в самый разгар своего триумфа, Бенни и представить не мог, что пройдет еще 25 лет, и исполнится самая сокровенная мечта его детства. По официальному приглашению советских властей он посетит родину своей мамы.

Даже в мечтах Бенни не мог предположить, что получит приглашение посетить СССР, что на его концертах будет присутствовать сам глава государства Никита Хрущев. А самое главное, что его триумфальные выступления произойдут в стране, где джаз официально считался продуктом разлагающейся буржуазной, декадентской культуры Америки. В стране, где эта “музыка толстых” подвергалась поношениям и преследованиям, где даже было запрещено название джаз-оркестр.

Никто, в том числе и сам Бенни, не мог предположить, что его выступления в СССР принесут такой успех. Он дал в стране 32 концерта в Москве и Ленинграде, Тбилиси и Сочи. Более 180 тысяч человек посетили эти концерты. Их было бы значительно больше, но не было тогда в СССР больших концертных залов, а эра выступлений на стадионах еще не наступила.

Но вот на родину мамы в город Каунас, так теперь стал называться бывший губернский центр Ковно, Бенни не пустили. Придумывались различные благовидные и неблаговидные предлоги. Но это разочарование полностью искупилось восторженным отношением публики и критики. Даже самые ярые враги и ненавистники джаза вынуждены были прикусить язык, сраженные наповал виртуозностью исполнения. Стоило Бенни только выйти из отеля, как его окружала толпа восторженных поклонников. В то время в Тбилиси - столице Грузии существовала довольно значительная еврейская община. Бенни пригласили на торжественную службу в тбилисскую синагогу, посадив на самое почетное место.

Даже официальная партийная газета “Советская культура” в пространной рецензии назвала Бенни Гудмена “истинным поэтом кларнета”.

В 1938 году после триумфального выступления оркестра Бенни Гудмена в Карнеги Холл в Нью-Йорке тираж пластинок с записью его концертов принес ему первый миллион долларов. По тем временам это были очень большие деньги. Успех, слава, всеобщее признание, деньги - что еще музыканту надо? Но Бенни Гудмен принадлежал к той категории музыкантов, которые считали, что для хорошего исполнителя потолка не существует. А Бенни был не просто хорошим, а талантливым исполнителем. И, начиная с 1938 года, одновременно с исполнением джазовой музыки он, как кларнетист, стал исполнять и музыку классического репертуара. Его совместное выступление с известным Будапештским струнным оркестром вдохновило Бела Бартока написать специально для Бенни свои знаменитые “Контрасты”. Для Гудмена писали музыку и Копланд, и Берстайн, и другие известные композиторы. А его исполнение концерта Моцарта для кларнета в 1941 году в который раз принесло Бенни мировую славу.

В 1942 году Бенни женится на Алисе Дакворс, сестре Джона Хаммонда. Ради Бенни она ушла от своего первого мужа. Алиса не была артисткой, но во многом стала идейным вдохновителем своего знаменитого мужа. У них было двое совместных детей, и как счастлив был Бенни, когда его старшая дочь стала концертной пианисткой. Специалисты утверждали, что весьма неплохой пианисткой. Она вместе с отцом давали сольные концерты, а на красочной афише значилось: кларнетист Бенни Гудмен, пианино - Рашель Гудмен.

Годы шли. Казалось, что Бенни не стареет и его исполнительское мастерство просто не подвержено влиянию времени. Он имел все возможные и даже невозможные награды, но коварная судьба наносит ему страшный удар. Во время отдыха на Карибах внезапно умирает Алиса. Бенни отменяет пышные похороны и хоронит жену в Пенсильвании, где был их любимый дом и где они провели столько счастливых лет. Бенни не отменил свои выступления. Когда через несколько дней после похорон дал концерт, то на недоуменные вопросы друзей ответил просто: “Алиса никогда бы не простила отмену концерта”.

Отметив 75-летие, Бенни Гудмен стал постепенно свертывать, а вскоре и совсем прекратил концертную деятельность, Он очень не любил обращаться к врачам, хотя сильно страдал от артрита. Играл он дома, для себя, преимущественно, классическую музыку. Еще за несколько дней до своей кончины, как обычно, разговаривал с друзьями, сетовал на старческие недуги, на артрит, который называл своим врагом номер один. Никто и не предполагал его внезапной смерти.

11 июня 1986 года Бенни в сопровождении своей компаньонки отправился на прогулку. Пошел дождь. Ему посоветовали укрыться и переждать его, но Бенни отказался и быстро пошел домой. Там он переоделся во все сухое. Пошел в кабинет и попросил принести свой знаменитый кларнет. Домоправительница зашла спросить, что бы он пожелал на обед, и увидела, что Бенни чувствует себя не очень хорошо. Немедленно была вызвана “Скорая помощь”, но когда она приехала, знаменитый музыкант был уже мертв - не выдержало сердце. На раскрытом пюпитре лежали ноты сонаты Брамса № 120, которую Бенни Гудмен собирался сыграть для себя.

При подготовке этой статьи использованы воспоминания самого Бенни Гудмена и ряд американских книг о нем и его творчестве.

Сетевой портал “Заметки по европейской истории”

Опубликовано в 1:13

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.