28.04.2008

Концерт Дюка Эллингтона в Петербурге

Вот уже пятьдесят лет имя Дюка Эллингтона воспринимается как синоним лучшего джаз-оркестра Америки, удивительного дара импровизации и высочайшего мастерства инструментовки джазовой музыки.

Эллингтон родился в 1899 году в Вашингтоне. Под влиянием родителей, больших любителей музыки, он с детства начал заниматься композицией, и в 14 лет написал свое первое произведение. Занимаясь в музыкальной школе и с частными преподавателями, он в основном перенимал опыт у пианистов, приезжающих на гастроли из Нового Орлеана и Нью-Йорка. Вся жизнь Эллингтона оказалась связанной с Нью-Йорком, после того, как в 1922 году он выехал туда с небольшой группой музыкантов и нашел там первое признание. Когда в 1921 году Эллингтон со своим оркестром начал выступать в нью-йоркском ночном клубе “Коттон”, у него уже была репутация первоклассного руководителя джаза, а многочисленные радиопередачи и граммофонные пластинки вскоре превратили его известность в международную.

Эллингтон воздействовал на все основные течения джазовой музыки, которые, в свою очередь, оказали влияние на него самого. Дюк Эллингтон первый начал решать проблемы оркестровки и аранжировки джазовой музыки, звучания инструментальных ритмов (саксофонов, кларнетов, труб, тромбонов), и достиг в этом подлинного совершенства. Он всегда придавал очень большое значение созданию ансамбля, подбирая музыкантов не просто талантливых, но с учетом индивидуального звучания каждого из них в оркестре, на них он и ориентировался в своих аранжировках. Эллингтон также привнес в джазовую музыку неисчислимые комбинации инструментов (появились необычные ударные, в том числе африканские барабаны) и много других новшеств, способствовавших прекрасному звучанию оркестра.

Главной причиной достижений Эллингтона знатоки считают счастливое сочетание в нем мастера джаза, обладающего “рожденным чувством этого жанра, и композитора. Критики ставят его имя в один ряд с такими американскими композиторами как Айвз, Гершвин, Копленд, Бернстайн, которые использовали в своем творчестве выразительные средства джаза.

Эллингтон писал музыку самых различных жанров и назначений - для мюзик-холлов и музыкальных театров, для серьезной концертном программы и джазовых фестивалей, для радио и телевидения, для кинофильмов и балетных спектаклей. Его песни, отличающиеся простыми, легко запоминающимися мелодиями, приобретали широкую популярность за несколько дней. Исполнения его сочинений становились крупными музыкальными событиями. Необходимо отметить, что при всем разнообразии музыкальных форм, блюз-это основа джазовых основ - широко представлен на всех этапах творчества Эллингтона.

Итак, более двух тысяч композиций, сотни пластинок, множество призов, наград, бесконечные гастрольные поездки, фестивали - всего не перечислить в коротком рассказе о “короле джаза”.

Поэтому лучше предоставить слово ему самому. Дюк Эллингтон и его джаз-оркестр впервые выступают на советской эстраде.

В концертной программе значились следующие произведения:

Рокинг ин ритм
Вторая строка
Потерянный
Зов любви
Crescendo and diminuendo
Мост в Челси
Прыжок вверх
Каттонтейл
Сентиментальное настроение
Атласная кукла
Блюз
Фантазия Blak and Tan
Лентяй
Ист сент луис тудл-оу-оу,
Медики из Манхэттена
Едет цирк
Флейта
Орле
Ход уэй
Клетчатая шляпка
Изысканная дама
Самая красивая африканка
Песня сердца
Ушло веселье
Настроение
Аристократия
Каравая
Блюз Б. Т. М.
Садись в поезд
Тути для Кути
Неудача
Лазурь
Апрель в Париже
Люблю тебя безумно
Уединение
Свинг
Любовь
Жди известий
Теперь все не так
Перед поцелуем
Наследство
Митч
Томный голос
Джип блюз
Черный лебедь
Гарлем

Воспоминания о концерте
“Это был единственный концерт на территории бывшего СССР. Дюк Эллингтон был в Союзе проездом. Я не знаю, что побудило Элиингтона остановиться у нас и дать концерт, но то что это случилось, на долго стало настоящей сенсацией. Концерт проходил в Малом Зале Консерватории. Разумеется, мест для всех желающих просто не хватило, слушатели не только переполнили зал, но и теснились в проходах. Я лишь по счастливой случайности смог попасть на этот концерт. Дело в том, что моя жена, была студенткой Консерватории и имела права посещения всех консерваторских музыкальных вечеров, поэтому я и смог попасть на столь желаемый концерт. Я ожидал от выступления Эллингтона чего-то потрясающего, но к моему огорчению все произошло не совсем так, как я себе это представлял. Дюк и его оркестр играли только джазовые стандарты, имеющиеся в записи практически у каждого любителя джазовой музыки. Несмотря на то, что их играл сам маэстро - Дюк Эллингтон, они уже порядком поднадоели. Хотелось свежести и необычных впечатлений, но этого не было. Конечно, были моменты, которые привели меня в неописуемый восторг. Например, мне очень понравился негритянский бэк-вокал, очень сильные голоса были у этих девушек. Особенно запомнилась одна. Она была уже, наверное, как минимум на восьмом месяце беременности и при этом пела, и прекрасно двигалась по сцене. Это очень удивило публику. Еще меня потрясло то, как держался Дюк Эллингтон на сцене. Он был очень скромен и подчеркнуто держался в тени своих музыкантов, как бы отдавая все аплодисменты и крики “Браво” им. В тот вечер в Малом зале Консерватории воплотилась мечта многих наших сограждан. Они увидели на сцене классический высокопрофессиональный негритянский джаз в смокингах и накрахмаленных рубашках”.

Melody.Ru

Опубликовано в 12:12

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.