09.05.2008

Джазовые импровизации на тему святости

Олег Степурко – композитор, трубач, джазмен, преподаватель. Окончил Московскую консерваторию в 1970 году. В 1968 году был крещен священником Александром Менем и работал в его приходе в подпольной воскресной детской школе. Его первым спектаклем, который играли в московских квартирах, стала «Рождественская Мистерия». Оперу «Святой Франциск Ассизский», представленную на нашем музыкальном сайте, композитор написал в 1982 году

- Олег, как родилась идея написать оперу о св. Франциске?
В начале 80-х гг. мы решили поставить спектакль в воскресной школе при приходе о. Александра Меня. Это была уже не первая постановка, но по мере взросления детей надо было усложнять музыкальный язык и сюжет. Хотя наша Церковь пока не чтит св. Франциска, тем не менее это очень родной и близкий нам святой. Я бы даже сказал – он очень «русский» святой, по сути своей духовности. И тогда нами это остро ощущалось.
В предыдущем спектакле - опере «Сергий Радонежский» все было построено на известных распевах. А во «Франциске» появились элементы джаза, отдельные номера – это своеобразные джазовые пьесы. Сергей Бычков написал очень хорошее либретто, использовав стихи русского поэта Трубецкого.
К тому же, житие св.Франциска необыкновенно выигрышно для детского спектакля. Это, пожалуй, единственный святой, который так замечательно общался с животными, а дети ведь их очень любят: это и братец Волк, и сестрицы птицы – и отношение у Франциска к природе очень детское…
Премьера спектакля состоялась в частной квартире на Остоженке. Пришло такое количество народа, что в КГБ об этом просочилась информация. Хозяина квартиры стали таскать по следователям и выгнали с работы в конструкторском бюро…

- Какие материалы вы использовали, создавая оперу о св. Франциске? Что для вас было главным в его образе?
- «Цветочки» были переведены на русский язык еще в начале века. В 80-х гг. Франциск уже был нашим любимым святым. Моя крестная мать Ксения Покровская, которая сейчас живет в Бостоне, еще в 70-х написала в православной традиции икону святого Франциска с братцем Волком. Житие святого Франциска было нам хорошо известно, его элементы прочно вошли в нашу жизнь…Его судьба – расставание с отцом, отказ от материальных благ – была очень близка нам. Для меня св. Франциск был настолько близок, что, будучи в армии, я зарисовал многие эпизоды его жизни, мне так легче было его понять… Помню, там был такой эпизод – Франциск держит на плечах колокольню – это когда он услышал голос Господа, говоривший ему восстановить разрушенную Церковь. И он стал собирать камни. Это очень «джазовый» ход - начать побираться, прося пожертвовать камни… А потом Франциск понял, что Господу нужны не здания, не камни, а люди. И вот, как Сергий Радонежский своим духовным подвигом, создав молитвенное движение, победил татарщину, так Франциск победил схоластику и церковный кризис своего времени. Он смог опять вернуть Иисуса Христа людям – через свое смирение, явив Христа своей жизнью, – и тем самым очистить его образ от всей пыли, наслоений, как это делают реставраторы с иконой.
Господь неисчерпаем, как неисчерпаема жизнь. Мы знаем сурового Христа – «ярое око» в образах византийских базилик. А Франциск смог показать, что Иисус Христос – это нищий, маленький человек, как башмачник из «Шинели» Гоголя. И Он среди нас.
Почему я считаю, что Франциск – это очень «русский» святой? Потому что русские по большому счету – не материалисты. Они все мечтатели, фантазеры. Посмотрите на героев Достоевского, Толстого. Русские в душе все романтики. И хотя они собирают состояния, на самом деле им нужно совсем другое - божественная перспектива, без которой все бессмысленно.
Франциск подарил нам самое важное – радость. У нас много талантливых, гениальных людей, но мало счастливых. А самое большое, что мы можем сделать для Церкви – это быть счастливыми. Вот такого счастливого человека явил нам Франциск. Он показал, что можно на этой земле – среди грязи, греха и предательства – быть в раю. Хотя он был никто – нищий, не имел денег – и был в раю. И это разбивает все сердца, это создает такую сильную волну, которая захватывает самых разных людей. Эта волна фактически разбила все средневековые грехи – всю тупость, зацикленность, инквизицию. Франциск шел один – без меча, без войска – и победил весь мир. Он сумел совершить чудо, которое совершил Христос в Кане – превратить горечь воды в вино радости. Франциск везде может быть в раю – и в гулаге, и в лепрозории. Нам очень нужна такая радость, побеждающая мир. Таких победителей мало: это Иисус, апостол Павел, Франциск, это Сергий Радонежский, Серафим Саровский, который всем говорил «радость моя»…

- Почему вы решили написать оперу о св. Франциске с использованием элементов джаза? Ведь, казалось бы, средневековый святой…
- Франциск возвращает нам радость и время. Он возвращает нам настоящее восприятие всего в этом мире. В современном мире время кончилось, жизнь –стремительный поток, мы несемся, сами не зная куда… А францисканское восприятие жизни создает время. Время есть тогда, когда есть события. Франциск сделал весь мир событием благодаря своей радости. Францисканское мышление, я считаю, это джазовое мышление, потому что каждый день проживается, все в жизни становится событием – встречей с Богом, будь это птицы или прокаженный – все это Господь, и Он любую ситуацию, порой даже для нас невыносимую, способен превратить в рай, благодаря Своей святости, словно с помощью джазовой импровизации…

Музыка на Francis.ru

Опубликовано в 8:08

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.