08.05.2008

Игра в поэзию обэриутов

Новый проект культового саксофониста Алексея Козлова и группы «Второе приближение» представлен вниманию московской публики в клубе «Союз композиторов». Концерт назывался «Два обэриута».

«Алексей Козлов сегодня известен, прежде всего, своим давним джаз-роковым проектом «Арсенал», история которого запечатлена в недавно вышедших компакт-дисках и двойном DVD, а также в книге Козлова «Джаз, рок и медные трубы». Но мало кто сегодня помнит о том, что Алексей Козлов еще до создания «Арсенала» увлекался авангардом, фри-джазом, и именно тогда он открыл для себя абсурдистскую поэзию обэриутов. По его словам, он с удовольствием вспоминает эти годы.

Алексей Козлов постоянно находится в поиске новых идей, и вот теперь он решил положить поэзию обэриутов на музыку, изначально задуманную как апофеоз абсурда и постмодернистской эклектики. Группа нового джаза «Второе приближение» в составе пианиста и композитора Андрея Разина, контрабасиста Игоря Иванушкина и певицы Татьяны Комовой показалась Алексею Козлову самой подходящей для реализации этой идеи.

Вечер начался с того, что Козлов фундаментально объяснил публике, кто такие обэриуты. Это была, по сути дела, целая искусствоведческая лекция. Напомним и нашим слушателям: Заболоцкого, Введенского, Хармса, Олейникова, Вагинова объединяла нетерпимость к обывательскому здравому смыслу. Вот и Алексей Козлов вместе с группой «Второе приближение» играли самую разную музыку, абсолютно не заботясь о логических связях – музыку авторства Орнетта Коулмэна, Сен-Санса, Дворжака, Шостаковича, Грига, Мусоргского, самого Алексея Козлова и лидера группы «Второе приближение» Андрея Разина.

Козлов не только играл на саксофоне, но и читал стихи двух обэриутов – Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Несмотря на яркость и оригинальность самой идеи, ее воплощение пока оказалось не вполне совершенным. Дело в том, что стихи Заболоцкого и Олейникова декламировались на фоне уже готовой музыки с минимальной долей импровизации. Поэтому соответствие вербального и музыкального текстов было очень приблизительным, либо отсутствовало вовсе. Конечно, все можно списать на абсурд, но все же любой абсурд должен оставаться произведением искусства. Поэзию обэриутов вообще очень сложно перевести на язык музыки. Пожалуй, в свое время это удалось только Борису Чайковскому, у которого есть масштабное сочинение «Знаки Зодиака», в том числе, на текст Заболоцкого. Этот же текст (в числе других) пытались озвучить и участники «Второго приближения» в альянсе с Алексеем Козловым, однако их музыкальное прочтение в сравнении явно проигрывает».

Радио Культура

Опубликовано в 8:08

Комментировать

Вы должны войти, чтобы комментировать.